Современная Узбекская увертюра: Основные тенденции

Просмотры: 29

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Римма Радман

												

Докторант PhD отдела музыкального искусства

Институт искусствознания Академии наук Республики Узбекистан

Узбекистан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2020-09-30

Страницы статьи

5-9

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

В статье рассматривается современное состояние жанра увертюры в Узбекистане. Опираясь на сочинения известных и молодых композиторов Узбекистана, а также затрагивая произведения композиторов стран СНГ, автор прослеживает основные современные тенденции развития жанра увертюры. Cовременные особенности развития увертюры в Узбекистане проявляются в следующих основных тенденциях: преемственности больших «Праздничных» увертюр – принцип, идущий от сочинений XX века («Ферганский праздник» (1940) Р. Глиэра, «Праздничная увертюра» (1964) М. Ашрафи, «Праздничная увертюра» (1985) М. Таджиева и др.); их трансформации в функционально сходные, но лаконичные оркестровые и фанфарные пьесы; в значительном усилении изначально сформировавшейся опоры на различные пласты узбекской традиционной музыки. Национальное своеобразие в сочетании с простотой языка и формы, понятностью стилистики и образности делают современную увертюру одним из репрезентативных и активно развивающихся жанров в Узбекистане.

Ключевые слова

культура
музыкальное искусство
жанр увертюры
композиторское творчество Узбекистана
оркестровые жанры

Список источников и References

Александров В. Памяти Мариса Янсонса. Последнее интервью Маэстро. [Электронный ресурс] / Александров В. // Музыкальная жизнь. – 2019. – 1.12. – URL : http://muzlifemagazine.ru/maris-yansons-koncerty-zalcburgskog/ (дата обращения 10.12.2019) 2. Ходнев С. Из чего состоит опера: увертюра. [Электронный ресурс] / Ходнев С. // Журнал «Коммерсантъ Weekend». – 2018. – №5 (от 21.02.2018). – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3571469 (дата обращения 15.02.2020)

Дулат-Алеев В.Р. Текст национальной культуры: новоевропейская традиция в татарской музыке. — Казань: Казанская госконсерватория, 1999. – 244 с.

Закирова В.М. Концертные жанры в творчестве композиторов Узбекистана. Дисс. … доктора философии (PhD) по искусствоведению. Т., 2018. – 146 с.

Aleksandrov V. Pamâti Marisa Ânsonsa. Poslednee interv’û Maèstro. [Èlektronnyj resurs] / Aleksandrov V. // Muzykal’naâ žizn’. – 2019. – 1.12. – URL : http://muzlifemagazine.ru/maris-yansons-koncerty-zalcburgskog/ (data obraŝeniâ 10.12.2019)

Hodnev S. Iz čego sostoit opera: uvertûra. [Èlektronnyj resurs] / Hodnev S. // Žurnal «Kommersantʺ Weekend». – 2018. – №5 (ot 21.02.2018). – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3571469 (data obraŝeniâ 15.02.2020)

Dulat-Aleev V.R. Tekst nacional’noj kul’tury: novoevropejskaâ tradiciâ v tatarskoj muzyke. — Kazan’: Kazanskaâ goskonservatoriâ, 1999. – 244 p.

Zakirova V.M. Koncertnye žanry v tvorčestve kompozitorov Uzbekistana. Diss. … doktora filosofii (PhD) po iskusstvovedeniû. T., 2018. – 146 p.