Информация о статье
Дата публикации статьи
2020-12-30
Страницы статьи
36-42
Раздел
Искусство и гуманитарные науки
Лицензия
Аннотация
До 1920-х годов в Казахстане функционировали традиционные формы певческого искусства. Формы, присущие европейской оперной школе, были перенесены в связи с постановкой первых национальных оперных спектаклей (1934-1937 гг.). Изменения в культуре казахского народа формируют характерные особенности вокального исполнительства, которые в процессе взаимодействия и взаимовлияния, способствовали созданию уникального синтеза, позволившего первым оперным певцам казахской сцены, вышедшим из среды народно-профессиональных исполнителей, достичь высот оперного мастерства. Яркий пример – творчество Куляш Байсеитовой. Будучи представительницей народного певческого исполнительства, она отличалась собственной манерой пения «открытым» звуком, чистотой тембра, и пела с юности низким голосом народные песни, жыры, кисса в региональной традиции Сары Арки, откуда она родом. Куляш Байсеитова стала первой национальной певицей, исполнившей в Казахстане сольные партии европейских опер, ярко продемонстрировав уникальную возможность синтеза этнической традиции вокального исполнительства и академической оперной ветви. Подобный феномен был возможен только в определенный исторический период, когда в результате смены общественно-политического строя, в традиционную культуру казахов были внедрены европейские жанры и формы музицирования.
Ключевые слова
Куляш Байсеитова
традиционные певцы
казахская опера
вестернизация в музыке
Список источников и References
Абулгазина Г.К. Казахская эпическая опера семидесятых годов. Автореф.дис…канд.искусствоведения.-М., 1990, 16 с.
Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. – М. –Л.: Музгиз, 1952, 190 с.
Байсеитов К. На всю жизнь.- Алма-Ата: 1983, с. 285.
Бисенова Г. Национальные традиции в оперном искусстве Казахстана. Известия АН КазССР, серия филологическая. – Алма-Ата, 1974, № 2, с. 56-60.
Брусиловский Е.Г. Воспоминания.// ЦГА РК, фонд 999, опись 1.
Виноградов В.С. Вопросы развития национальных музыкальных культур в СССР. Сб.ст. – М.: Советский композитор, 1961, 303 с.
Гончарова Л.А. Зарождение казахского музыкального театра. //Музыка и музыканты братских народов Советского Союза. - Л.: Музыка, 1972, с. 141-154.
Джумалиева Т.К. Опера «Биржан и Сара». К вопросу традиции и новаторства. //Мукан Тулебаев. К 80-летию со дня рождения.- Алма-Ата, 1992, с. 57-70.
Джумалиева Т.К. Традиция айтыса в казахской опере. //Известия АН КазССР, серия филологическая, 1981 №4.
Джумалиева Т.К. Национальная песенная традиция в опере М.Тулебаева «Биржан и Сара». //Вопросы истории и теории музыки в Казахстане.- Алма-Ата: Онер, 1984, с. 134-146.
Елеманова С. Профессионализм устной традиции в песенной культуре казахов. Автореф. дисс…канд. искусствоведения.- Л.: 1984.
Елеманова С. О социологической специфике профессионального музыкального искусства. //Социологические аспекты изучения музыкального фольклора.- Алма-Ата: Наука, 1978, с. 56-58.
Елеманова С. О профессионализме в дореволюционной казахской музыкальной культуре. //Известия АН КазССР, сер. филологическая, 1981, № 4, с. 49-56.
Елеманова С.А. Индивидуальный стиль в казахской устно-профессиональной традиции. //Борбад и художественные традиции народов Центральной и Передней Азии: история и современность.- Душанбе: Дониш, 1990, с. 468-470.
Кетегенова Н.С. Мукан Тулебаев.- Алматы: Онер, 1993, 208 с.
Кузембаева С. Воспеть прекрасное. - Алма-Ата: Онер, 1982, 103 с.
Орленин В.Н. Фонетика пения и особенности методики обучениясовременных казахских оперно-концертных певцов. Автореф. дисс…канд.искусствоведения. - Л., 1980, 25 с.
Орленин В.Н. Скрытые резервы вокального образования //Проблемы музыкального образования и методики. - Алма-Ата, 1990, с. 18-28.
Abulgazina G.K. Kazahskaâ èpičeskaâ opera semidesâtyh godov. Avtoref.dis…kand.iskusstvovedeniâ.-M., 1990, 16 p.
Aspelund D. Razvitie pevca i ego golosa. – M. –L.: Muzgiz, 1952, 190 p.
Bajseitov K. Na vsû žizn’.- Alma-Ata: 1983, p. 285.
Bisenova G. Nacional’nye tradicii v opernom iskusstve Kazahstana. Izvestiâ AN KazSSR, seriâ filologičeskaâ. – Alma-Ata, 1974, № 2, pp. 56-60.
Brusilovskij E.G. Vospominaniâ.// CGA RK, fond 999, opis’ 1.
Vinogradov V.S. Voprosy razvitiâ nacional’nyh muzykal’nyh kul’tur v SSSR. Sb.st. – M.: Sovetskij kompozitor, 1961, 303 p.
Gončarova L.A. Zaroždenie kazahskogo muzykal’nogo teatra. //Muzyka i muzykanty bratskih narodov Sovetskogo Soûza. - L.: Muzyka, 1972, pp. 141-154.
Džumalieva T.K. Opera «Biržan i Sara». K voprosu tradicii i novatorstva. //Mukan Tulebaev. K 80-letiû so dnâ roždeniâ.- Alma-Ata, 1992, pp. 57-70.
Džumalieva T.K. Tradiciâ ajtysa v kazahskoj opere. //Izvestiâ AN KazSSR, seriâ filologičeskaâ, 1981 №4.
Džumalieva T.K. Nacional’naâ pesennaâ tradiciâ v opere M.Tulebaeva «Biržan i Sara». //Voprosy istorii i teorii muzyki v Kazahstane.- Alma-Ata: Oner, 1984, pp. 134-146.
Elemanova S. Professionalizm ustnoj tradicii v pesennoj kul’ture kazahov. Avtoref. diss…kand. iskusstvovedeniâ.- L.: 1984.
Elemanova S. O sociologičeskoj specifike professional’nogo muzykal’nogo iskusstva. //Sociologičeskie aspekty izučeniâ muzykal’nogo fol’klora.- Alma-Ata: Nauka, 1978, pp. 56-58.
Elemanova S. O professionalizme v dorevolûcionnoj kazahskoj muzykal’noj kul’ture. //Izvestiâ AN KazSSR, ser. filologičeskaâ, 1981, № 4, pp. 49-56.
Elemanova S.A. Individual’nyj stil’ v kazahskoj ustno-professional’noj tradicii. //Borbad i hudožestvennye tradicii narodov Central’noj i Perednej Azii: istoriâ i sovremennost’.- Dušanbe: Doniš, 1990, pp. 468-470.
Ketegenova N.S. Mukan Tulebaev.- Almaty: Oner, 1993, 208 p.
Kuzembaeva S. Vospet’ prekrasnoe. - Alma-Ata: Oner, 1982, 103 p.
Orlenin V.N. Fonetika peniâ i osobennosti metodiki obučeniâsovremennyh kazahskih operno-koncertnyh pevcov. Avtoref. diss…kand.iskusstvovedeniâ. - L., 1980, 25 p.
Orlenin V.N. Skrytye rezervy vokal’nogo obrazovaniâ //Problemy muzykal’nogo obrazovaniâ i metodiki. - Alma-Ata, 1990, pp. 18-28.