Полифонические циклы (опыт рассмотрения генезиса жанра с позиций сакрально-пространственного анализа)

Просмотры: 24

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Бахтияр Аманжол

												

PhD, профессор кафедры музыковедения и композиции

Казахская национальная консерватория им. Курмангазы

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2020-06-30

Страницы статьи

15-26

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Статья продолжает цикл работ автора, рассматривающих музыку различных традиций и стилей с позиции музыкальной лингвистики, знаковой системы, основанной на пространственных структурах и с использованием сакрально-пространственного метода анализа. В ранее написанных работах с разных сторон рассматривались традиции казахского народа, тембровая эстетика тенгрианского суперэтноса, соотношение плотного и бесплотного в музыкальном языке, тенденции развития тембровой эстетики в музыкальной культуре ХХ века и в наше время. Изучение генезиса жанра большого полифонического цикла, уходящего своими корнями в самые основы музыкальной культуры европейского суперэтноса и по своей природе нацеленного на мировоззренческий аспект, раскрывает картину развития европейской культуры масштаба большой исторической волны. Исследование перекликается с теорией этногенеза Л.Н. Гумилева и теорией «этнического мозга» Б.А. Ибраева.

Ключевые слова

Язык музыки
музыкальна лингвистика
этногенез
полифонический цикл
хорал, ладовая гравитация
мировоззренческая Картина Мира

Список источников и References

Аманжол Б. Музыка как язык сознания // ст. в журнале «Вестник» КНК им. Курмангазы, №2 (3), 19.06.2014 г., с.15-27.

Мандельштам О. Разговор о Данте. М,:Augsburg, 2004. - 34 с.

Генис А.А. Вавилонская башня. Независимая газета. 1997 г. https://www.ozon.ru/context/detail/id/7014454/

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах, Москва, «Классика-XXI», 2011, 816 с.

Курт Э. Романтическая гармония и кризис в Тристане Вагнера. Пер.с нем. Г.Балтер – Москва: «Музыка», 1975 г., 529 с. 6. Виткина Л.В. «Полифонические циклы» https://ludustonalis.jimdofree.com/полифония/полифонические-циклы/

Тер-Оганезова «Ludus tonalis» Основные особенности формообразования. / Пауль Хиндемит. Статьи, исследования, материалы. Москва, «Советский композитор», 1971 г., с.83-94. 8. Холопов Ю.Н. Проблема основного тона аккорда в теоретической концепции Хиндемита. В кн.: «Музыка и современность», вып. 1. М., 1962, с. 337. 9. Сенкибеков Д. Об одном принципе вертикали в музыке XX века. – Вестник АН КазССР, 1980, № 9. 10. Храмов Ю.А. Бом Дэвид Джозеф // Физики: Биографический справочник / Под ред. А.И. Ахиезера. — Изд. 2-е, испр. и дополн. — М.: Наука, 1983. — С. 39. — 400 с.

Прибрам К. Языки мозга, Москва, «Прогресс», 1975 г., 464 с.

Середа В.П. Из истории «новой модальности» в европейской музыке. http://valentin-sereda.ru/Portals/0/pdf/iz_istorii_novoy_modalnosti.pdf

Должанский А.Н., 24 прелюдии и фуги Д.Шостаковича. «Советский композитор», Ленинград, 1970 г., 258 с.

Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного // Юнг, К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л. и др. Человек и его символы / Под общ. Ред. С.Н.Сидоренко. – Мю: Серебряные нити, 1997. – С. 337-346

Кассирер Э., Философия символических форм. Том 2. Мифологическое мышление. М.; СПб.: Университетская книга, 2001, 280 с. (Книга света)

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. / Лабиринт, 2000, Москва, с.52.

Гумилев Л.Н., Этногенез и биосфера Земли / СПб., «Кристал», 2001 г.

Ибраев Б.А. Этногенез и развитие архитектуры на ранних стадиях / «2-ая Международная конференция стран-членов СЭВ по основным проблемам бионики. БИОНИКА-78» / Л., «Наука», 1978, с.150-161.

Венчакова С.В., Творчество Р.К.Щедрина: эволюция, жанровые и звуковые эксперименты. VI том учебного курса «Отечественная музыкальная культура ХХ – первой четверти ХХI века» / С.В.Венчакова – «Издателькие решения», 2018 г.

Микешина Л.А., Эклектика и синкретизм. Epistemology and Philosophy of Science 38 (4):27-43 (2013)

«София Асгатовна Губайдулина: О Музыке» / http://www.sinergia-lib.ru/index.php?section_id=2002&id=3228&view=print

Аманжол Б.Т., Тембр как отражение мировоззренческих представлений (некоторые тенденции в современной тембровой эстетике) // Воспросы инструментоведения. Вып. 11: сборник статей и материалов XI Международного инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения» (СПб., 23-25 октября, 2017 г.) / РИИИ, [Отв.ред. И.В.Мациевский, ред.-сост. О.В.Колганова]. – СПб,, 2017. – с.89-99.

Аманжол Б.Т. “Musical Traditions of Tengrianism”, Journal of Literature and Art Studies, (USA), Vol.4, Numb.1, January 2014, p. 46-54. http://www.davidpublisher.org/Public/uploads/Contribute/550f98c86e01a.pdf

Amanzhol B. Muzyka kak yazyk soznaniya // st. v zhurnale «Vestnik» KNK im. Kurmangazy, №2 (3), 19.06.2014 g., pp.15-27.

Mandel'shtam O. Razgovor o Dante. M,:Augsburg, 2004. - 34 p.

Genis A.A. Vavilonskaya bashnya. Nezavisimaya gazeta. 1997 g. https://www.ozon.ru/context/detail/id/7014454/

Shvejcer A. Iogann Sebast'yan Bah, Moskva, «Klassika-XXI», 2011, 816 p.

Kurt E. Romanticheskaya garmoniya i krizis v Tristane Vagnera. Per.s nem. G.Balter – Moskva: «Muzyka», 1975 g., 529 p.

Vitkina L.V. «Polifonicheskie cikly»

https://ludustonalis.jimdofree.com/polifoniya/polifonicheskie-cikly/

Ter-Oganezova «Ludus tonalis» Osnovnye osobennosti formoobrazovaniya. / Paul' Hindemit. Stat'i, issledovaniya, materialy. Moskva, «Sovetskij kompozitor», 1971 g., pp.83-94.

Holopov Yu.N. Problema osnovnogo tona akkorda v teoreti¬cheskoj koncepcii Hindemita. V kn.: «Muzyka i sovremennost'», vyp. 1. M., 1962, pp. 337.

Senkibekov D. Ob odnom principe vertikali v muzyke XX veka. – Vestnik AN KazSSR, 1980, № 9.

1Hramov Yu.A. Bom Devid Dzhozef // Fiziki: Biograficheskij spravochnik / Pod red. A.I. Ahiezera. — Izd. 2-e, ispr. i dopoln. — M.: Nauka, 1983. — pp. 39. — 400 p.

Pribram K. Yazyki mozga, Moskva, «Progress», 1975 g., 464 p.

Sereda V.P. Iz istorii «novoj modal'nosti» v evropejskoj muzyke. http://valentin-sereda.ru/Portals/0/pdf/iz_istorii_novoy_modalnosti.pdf

Dolzhanskij A.N., 24 prelyudii i fugi D.Shostakovicha. «Sovetskij kompozitor», Leningrad, 1970 g., 258 p.

Yung K.G. Koncepciya kollektivnogo bessoznatel'nogo // Yung, K. G., fon Franc M.-L., Henderson Dzh.L. i dr. Chelovek i ego simvoly / Pod obshch. Red. S.N.Sidorenko. – Myu: Serebryanye niti, 1997. – pp. 337-346

Kassirer E., Filosofiya simvolicheskih form. Tom 2. Mifologicheskoe myshlenie. M.; SPb.: Universitetskaya kniga, 2001, 280 p. (Kniga sveta)

Propp V.Ya. Istoricheskie korni volshebnoj skazki. / Labirint, 2000, Moskva, p.52.

Gumilev L.N., Etnogenez i biosfera Zemli / SPb., «Kristal», 2001 g.

Ibraev B.A. Etnogenez i razvitie arhitektury na rannih stadiyah / «2-aya Mezhdunarodnaya konferenciya stran-chlenov SEV po osnovnym problemam bioniki. BIONIKA-78» / L., «Nauka», 1978, pp.150-161.

Venchakova S.V., Tvorchestvo R.K.Shchedrina: evolyuciya, zhanrovye i zvukovye eksperimenty. VI tom uchebnogo kursa «Otechestvennaya muzykal'naya kul'tura HH – pervoj chetverti HHI veka» / S.V.Venchakova – «Izdatel'kie resheniya», 2018 g.

Mikeshina L.A., Eklektika i sinkretizm. Epistemology and Philosophy of Science 38 (4):27-43 (2013)

«Sofiya Asgatovna Gubajdulina: O Muzyke» / http://www.sinergia-lib.ru/index.php?section_id=2002&id=3228&view=print

Amanzhol B.T., Tembr kak otrazhenie mirovozzrencheskih predstavlenij (nekotorye tendencii v sovremennoj tembrovoj estetike) // Vosprosy instrumentovedeniya. Vyp. 11: sbornik statej i materialov XI Mezhdunarodnogo instrumentovedcheskogo kongressa «Blagodatovskie chteniya» (SPb., 23-25 oktyabrya, 2017 g.) / RIII, [Otv.red. I.V.Macievskij, red.-sost. O.V.Kolganova]. – SPb,, 2017. – pp.89-99.

Amanzhol B.T. “Musical Traditions of Tengrianism”, Journal of Literature and Art Studies, (USA), Vol.4, Numb.1, January 2014, pp. 46-54. http://www.davidpublisher.org/Public/uploads/Contribute/550f98c86e01a.pdf