Мотивы Абая в сочинениях казахстанских композиторов

Просмотры: 47

Поделиться:

Скачать статью Казахский

Автор

Арита Байсакалова

												

Заслуженный деятель Республики Казахстан, профессор кафедры специального фортепиано

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2024-02-13

Страницы статьи

21-27

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

В предлагаемой работе, посвященной фортепианным сочинений Е.Рахмадиева «На зов Абая» и «Праздничный кюй», М. Койшибаева Поэма - соната «Памяти Абая» расматриваются художественно-стилевые особенности трактовки этих соченений. Фортепианная фактура ориентирована не только на передачу исполнительских приемов, характера и тембра звучания казахских народных инструментов, но главным образом на образное содержание, уникальность, отражая неповторимый колорит традиционной музыкальной культуры этноса.

В этих произведениях выявилась новая для фортепианной музыки тенденция к органическому взаимодействию романтической экспрессивности, яркой концертности, широты круга образов и их значимость.

Особое внимание уделяется использованию известных казахских песен Абая «Айттым сәлем, Қаламақас!» и “Көзімнің қарасы”. Автор статьи затрагивает вопросы драматургии, содержательности и музыкального языка произведений. Данный анализ отражает характерные особенности авторского стиля, рассматриваемые в аспекте взаимодействия традиционного и новаторского. Автор статьи останавливается на исполнительских задачах - разнообразных средствах выразительности, цельности формы, технических трудностях, вопросах динамики и ритмики

Ключевые слова

кюй
фактура
полифония
национальный колорит
традиция
фортепианный ансамбль
обработка
музыкальное мышление
романтическая экспрессия
стиль

Список источников и References

Джумакова У. Қазақстан композиторларының шығармашылығы 1920-1980 жж. Тарих, мағына және құндылық мәселелері. – Астана, 2003. – 232 б.

Тоқаев Қ. Абай және Қазақстан 21 ғасырда. – Алматы, 2020.

Акпарова Г. Соната Қазақстан композиторларының камералық-аспаптық шығармашылығында : Монография. – Астана: «NTs STI», 2003. – 219 б.

Досаева А. Қазақ фортепиано музыкасы. – Алма-Ата, 1991.

Рахмадиев Е. Сарқылмас ақыл-ой қажеттілігі // Совет музыкасы. – Мәскеу, 1984. – №3. – с. 12.

Зельцер Л. Қазақстанның фортепиано музыкасы : Мақалалар жинағы. – Алма-Ата, Өнер. – 1987. – 68 б.

Džumakova U. Ķazaķstan kompozitorlarynyṇ šyġarmašylyġy 1920-1980 žž. Tarih, maġyna ža̋ ne ķұndylyķ ma̋ selelerì. – Astana, 2003. – 232 p.

Toķaev Ķ. Abaj ža̋ ne Ķazaķstan 21 ġasyrda. – Almaty, 2020.

Akparova G. Sonata Ķazaķstan kompozitorlarynyṇ kameralyķ-aspaptyķ šyġarmašylyġynda : Monografiâ. – Astana: «NTs STI», 2003. – 219 p.

Dosaeva A. Ķazaķ fortepiano muzykasy. – Alma-Ata, 1991.

Rahmadiev E. Sarķylmas aķyl-oj ķažettìlìgì // Sovet muzykasy. – Ma̋ skeu, 1984. – №3. – p. 12.

Zel’cer L. Ķazaķstannyṇ fortepiano muzykasy : Maķalalar žinaġy. – Alma-Ata, Ôner. – 1987. – 68 p.