К вопросу об архитектонике и философии жизни в балетном спектакле «Странствия Коркыта»

Просмотры: 122

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Каламкас Джумагалиева

												

Магистр искусств, старший преподаватель кафедры педагогики, педагог-репетитор ансамбля народного танца «Шалкыма» Государственной академической филармонии имени Еркегали Рахмадиева, отличник культуры Казахстана

Казахская национальная академия хореографии

Казахстан

https://orcid.org/0000-0001-5000-0410

Информация о статье

Дата публикации статьи

2023-06-29

Страницы статьи

49–68

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Художественное и физическое существование Коркыта неоднократно осмыслялось учеными из разных областей наук. Сохранившиеся тюркские легенды донесли до современников истории о нем как о первошамане, прародителе кобыза, композиторе. Балетный спектакль Дамира Уразымбетова «Странствия Коркыта», являющийся объектом исследования, впервые показан в 2019 году артистами Государственного академического театра танца Республики Казахстан. В мировой практике он стал первой интерпретацией сказаний о Коркыте, претворенной в большой хореографической форме.

Основной целью настоящей статьи ставится рассмотрение архитектоники балета, структура которого определяет метафорический и художественный мир главного героя. Автор статьи продолжает исследования, начатые искусствоведами Людмилой Жуйковой и Тогжан Молдалим, применяя методы реконструкции спектакля и отчасти структурного анализа. Теоретические и эмпирические подходы способствовали выявлению и обобщению концепции балета, которая заключается в претворении в художественное произведение экзистенциального мироощущения Коркыта. Он, путешествуя через эпохи в поисках вечной жизни, сталкивается с разрушающими дух человека наваждениями. В спектакле звучат темы свободы, выбора жизненного пути, борьбы за судьбу. Культуролог Асия Мухамбетова считает, что создатели балета увидели в Коркыте не просто еще одну красивую легенду о силе музыки, но услышали в этом древнем сказании грозное предупреждение человечеству. Легенда о первошамане будто бы создана для балетного искусства с его страстью к экзотике и контрастам, противопоставлениям любви и ненависти, черного и белого, добра и зла. Постановка, прорисованная с изяществом степных миниатюр и пробирающей до слез музыкой, без сомнения, обладает целительной силой. В результате исследования автор приходит к мысли, что в «Странствиях Коркыта» немаловажны знаковость и символичность построения композиций и образов персонажей. Легенда о Коркыте, чье творческое наследие золотой нитью связывает века и народы, продолжает свое существование в балетной легенде.

Ключевые слова

Коркыт
странствия Коркыта
национальный балет
казахский балет
Дамир Уразымбетов
Булат Аюханов
кобыз
шаманство
композиция балета

Список источников и References

Акатай, С. Н. Великий Коркыт и его учение. Коркыт и общетюркское Возрождение // Коркут Ата. Энциклопедический сборник / Сост. А. Нысанбаев. – Алматы: Казахская энциклопедия, 1999. – С. 686–688.

Гроссман, Л. П. Литературные биографии. – Москва: АСТ, 2013. – 544 с.

Джумагалиева, К. О. Беседа с Д. Д. Уразымбетовым. – Нур-Султан–Алматы, 2020. – 10 сентября.

Затаевич, А. В. 1000 песен и кюев казахского народа. – Алматы: Дайк-Пресс, 2004. – 496 с.

Кодар, А. А. Легенда о Коркуте в перекрестье историологии и герменевтики // Культурные контексты Казахстана: история и современность: материалы международного семинара, посвященного 100-летию М. О. Ауэзова / Сост. А. Кодар, З. Кодар. – Алматы: Ниса, 1998. – С. 66–71.

Кодар, А. А. Мировоззрение кочевников в свете Степного Знания // Культурные контексты Казахстана, история и современность: материалы международного семинара, посвященного 100-летию М. О. Ауэзова (9–10 сентября 1997) / Сост. А. Кодар и др. – Алматы: Ниса, 1998. – С. 56–66.

Кокумбаева, B. Д. Культ предков у казахов: Аруахи, Коркыт Ата, Төре // Concorde. 2020. – № 1. – С. 70–89.

Молдалим, Т. Ж. Выбирая свой путь: история создания балетного спектакля «Странствия Коркыта» // Arts Academy. – 2019. – № 4 (13). – С. 21–31.

Мустафина, М. Возвращение Коркыта // Литер. – 2019. – № 101 (3569). – 29 июня. – С. 8.

Наурзбаева, З. Ж. Вечное небо казахов. – Алматы: KazHeritage, 2020. – 720 с.

Саркулова, М. С. Культурологический анализ. Образ мифа о Коркуте // Вестник КазНУ. Серия философии, культурологии и политологии. – 2009. – № 1 (32). – С. 198–201.

Уринсон, Е. Г. Фольклорный балет «Тихий дон» Л. Клиничева: принципы музыкальной характеристики и вопросы тематизма // Музыкальная культура Юга России. – 2013. – № 2. – С. 4–11.

Шолохов, М. А. Тихий Дон: Роман в 4 кн. Книга III–IV. – Москва: Эксмо, 2020. – 832 с.

Шумилова, Э. И. Национальное своеобразие балета. – Москва: Знание, 1976. – 48 с.

References

Akatay, S. N. Velikiy Korkyt i ego uchenie. Korkyt i obshchetyurkskoe Vozrozhdenie [orig. Russian: Great Korkyt and His Teachings. Korkyt and the Pan-Turkic Revival] // Korkut Ata. Entsiklopedicheskii sbornik [orig. Russian: Korkut Ata. Encyclopedic Collection] / Compiled by A. Nyssanbayev. – Almaty: Kazakhskaya entsiklopediya, 1999. – PP. 686–688.

Jumagaliyeva, K. O. Conversation with Damir Urazymbetov. – Nur-Sultan–Almaty, 2020. – 10 September.

Grossman, L. P. Literaturnye biografii [orig. Russian: Literature Biographies]. – Moscow: AST, 2013. – 544 p.

Kodar, A. A. Legenda o Korkute v perekreste istoriologii i germenevtiki [orig. Russian: The Legend of Korkut at the Crossroads of Historiology and Hermeneutics] // Cultural Contexts of Kazakhstan: History and Modernity: Proceedings of the International Seminar Dedicated to the 100th Anniversary of Mukhtar Auyezov / Compiled by A. Kodar, Z. Kodar. – Almaty: Nissa, 1998. – PP. 66–71.

Kodar, A. A. Mirovozzrenie kochevnikov v svete Stepnogo Znaniya [orig. Russian: Worldview of Nomads in the Light of Steppe Knowledge] // Cultural Contexts of Kazakhstan: History and Modernity: Proceedings of the International Seminar Dedicated to the 100th Anniversary of Mukhtar Auyezov (9–10 September 1997) / Compiled by A. Kodar and other. – Almaty: Nissa, 1998. – PP. 56–66.

Kokumbayeva, B. D. Kult predkov u kazakhov: Aruakhi, Korkyt Ata, Tore [orig. Russian: The Ancestral Cult of the Kazakhs: Aruakhi, Korkyt Ata, Tore] // Concorde. 2020. – No. 1. – PP. 70–89.

Moldalim, T. Zh. Vybiraya svoi put: istoriya sozdaniya baletnogo spektaklya “Stranstviya Korkyta” [orig. Russian: Choosing Own Path: the History of the Creation of the Ballet Performance Wanderings of Korkyt] // Arts Academy. – 2019. – No. 4 (13). – PP. 21–31.

Mustafina, M. Vozvrashchenie Korkyta [orig. Russian: The Return of Korkyt] // Liter. – 2019. – No. 101 (3569). – 29 June. – P. 8.

Naurzbayeva, Z. Zh. Vechnoe nebo kazakhov [orig. Russian: The Eternal Sky of the Kazakhs]. – Almaty: KazHeritage, 2020. – 720 p.

Sarkulova, M. S. Kulturologicheskiy analiz. Obraz mifa o Korkute [orig. Russian: Cultural Analysis. Image of the Myth About Korkut] // Bulletin of KazNU. Series of Philosophy, Culturology and Politology. – 2009. – No. 1 (32). – PP. 198–201.

Sholokhov, M. A. Tikhiy Don: Roman v 4 kn. Kniga III–IV [orig. Russian: And Quiet Flows the Don. Novel in 4 books. Book III–IV]. – Moscow: Eksmo, 2020. – 832 p.

Shumilova, E. I. Natsionalnoe svoeobrazie baleta [orig. Russian: National Originality of Ballet]. – Moscow: Znanie, 1976. – 48 p.

Urinson, E. G. Folklornyi balet “Tikhii don” L. Klinicheva: printsipy muzykalnoi kharakteristiki o voprosy tematizma [orig. Russian: Folklore Ballet and Quiet Flows the Don by Leonid Klinichev: Principles of Musical Characterization and Thematic Issues] // Musical Culture of Russia’s South. – 2013. – No. 2. – PP. 4–11.

Zatayevich, A. V. 1000 pesen i kyuyev kazakhskogo naroda [orig. Russian: 1000 Songs and Kyuis of the Kazakh People]. – Almaty: Daik-Press, 2004. – 496 p.

Zhuikova, L. A. Baletnyi spektakl Damira Urazymbetova «Stranstviya Korkyta» v kontekste dialoga kultur [orig. Russian: Ballet Performance “Korkyt’s Wanderings” by Damir Urazymbetov in the Context of a Dialogue of Cultures ] // Central Asian Journal of Art Studies. – 2020. – Vol. 5. – Iss. 4. – PP. 40–55. – DOI: 10.47940/cajas.v5I4.285.