Концертная увертюра «Шунчаки ҳазил» Мустафо Бафоева в интертекстуальной проекции

Просмотры: 37

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Зульфия Мурадова

												

Кандидат искусствоведения (PhD), старший научный сотрудник, заведующая отделом музыкального искусства

Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан

Узбекистан

https://orcid.org/0009-0003-3206-4762

Информация о статье

Дата публикации статьи

2024-09-23

Страницы статьи

34–50

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Теория интертекста, сформировавшаяся в филологии, семиотике и культурологии, получила разработку в музыковедении в последней трети ХХ века. Подход видного представителя музыкальной науки Узбекистана Наталии Соломоновны Янов-Яновской (род. в 1934) дополняет эту теорию актуальной для ряда внеевропейских музыкальных культур концепцией интертекстуального двуединства восточной композиторской музыки, порожденного диалогом монодийной и многоголосной языковых систем.

Цель статьи – аргументация выдвинутого ученым тезиса об осознании национальной музыкальной культурой собственной самоценности в современных условиях взаимодействия центростремительных и центробежных факторов ее развития и вызовов глобализации. Для ее достижения применены семантический, семиотический, герменевтический подходы, учтен теоретический опыт изучения феномена интертекстуальности в музыке, литературе и медиаискусстве.

Репрезентативным объектом избрана концертная увертюра-рондо «Шунчаки ҳазил» узбекского композитора Мустафо Бафоева (род. в 1946), впервые рассмотренная в аспекте раскрытия программного замысла привлеченными интертекстуальными средствами.

В результате анализа выявлено, что содержательной основой данного произведения явился показ «западного», «восточного» и «национального» культурных сценариев в трех эпизодах рондо. Рефрен, включивший узбекскую пословицу-интекст, стал выразителем творческого кредо композитора: изучая и воспринимая инонациональный опыт, не терять аутентичного «лица», оставаться самим собой.

Интертекстуальный аппарат составили цитата, аллюзия, метафора, амальгама, образ, стилизация, адаптация, пародия, полистилизм, пентатоника, микст многоголосной фактуры и тембрового колорита национальных музыкальных инструментов, программно-обусловленная форма рондо.

Демонстрируя свободное им владение и раскрывая с его помощью идейный замысел увертюры, Мустафо Бафоев позиционирует центростремительную платформу своего творчества, что характерно для композиторской школы Узбекистана на нынешнем этапе развития как в плане стилевого обновления, так и национально-почвенного дискурса. Этим подтверждается справедливость вывода Н. С. Янов-Яновской о растущем осознании самоценности национальной музыкальной культуры в противовес тенденциям глобализации.

Ключевые слова

аллюзия
интекст
интертекст
метафора
Мустафо Бафоев
Н. С. Янов-Яновская
национальная культура
программность
самоценность
форма рондо
цитата

Список источников и References

Аверинцев, Сергей. «Противочувствия». Советская музыка, № 5, 1987, с. 7–13.

«Бафоев, Мустафо». Союз композиторов и бастакоров Узбекистана, www.commus.uz/index.php/ru/struktura/index.php?option=com_content&view=article&id=219. Дата доступа 29 июля 2024.

Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016), old.bigenc.ru/literature/text/3161944. Дата доступа 19 июля 2024.

Бочина, Татьяна. Контраст как лингвокогнитивный принцип русской пословицы. 2003. Казанский государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина, автореферат докторской диссертации, 52 с., autoref-kontrast-kak-lingvokognitivnyi-printsip-russkoi-poslovitsy.pdf. Дата доступа 22 июля 2024.

Высоцкая, Марианна. Между логикой и парадоксом: композитор Фарадж Караев. Москва, Композитор, 2012, 567 с.

Высоцкая, Марианна, и Галина Григорьева. Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну: Учебное пособие. Москва, Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011, 440 с.

Даль, Владимир. «Пословицы и поговорки русского народа». Литрес, www.litres.ru/book/vladimir-dal/poslovicy-i-pogovorki-russkogo-naroda-173141/chitat-onlayn/?page=15&book_pair=173141_51775518. Дата доступа 21 июля 2024.

Джумаев, Александр. «Преодолевая стереотипы. О музыковедческих исследованиях Н. С. Янов-Яновской». Страницы истории Государственной консерватории Узбекистана. Феликс Янов-Яновский, Наталия Янов-Яновская. Редакторы Шойиста Ганиханова, Сайёра Гафурова. Ташкент, б. и., 2024, с. 103–108.

Донских, Олег. «Метафора как способ смены координат». ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики, вып. 1 (3), 2015, с. 29–35, praxema.tspu.edu.ru/files/praxema/PDF/articles/donskih_o._a._29_35_1_3_2015.pdf. Дата доступа 27 июля 2024.

Караулов, Юрий. Русский язык и языковая личность. Москва, Наука, 1987, 261 с.

Кривуля, Наталия. «Аллюзия как элемент интертекстуальности в анимационных фильмах». Театр. Живопись. Кино. Музыка, № 3, 2022, с. 137–160. DOI: 10.35852/2588-0144-2022-3-137-160. Дата доступа 25 июля 2024.

Матякубов, Отаназар. Додекаграмма. Ташкент, Истиклол, 2005, 328 с.

Радман, Римма. Жанр концертной увертюры в творчестве композиторов Узбекистана. 2014. Государственная консерватория Узбекистана, магистерская диссертация, 84 с.

Рябуха, Ольга, и Александра Трошина. «Проблема типологии интертекстуальных включений и их роль в структуре интертекста (на материале журнальных и газетных статей)». Научный диалог, № 4, 2018, с. 134–146. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-4-134-146.

Стогний, Ирина. «Интертекстуальность в музыке. Вариации на тему». Современное музыковедение, № 3, 2017, с. 85–96.

Стогний, Ирина. «Модусы интертекстуальности в музыке». Musicus, № 3–4, 2011, с. 28–33.

Тороп, Пеэтер. «Проблема интекста». Труды по знаковым системам. XIV: Текст в тексте. Тарту, Издательство Тартуского университета, 1981, с. 33–44.

Чинаев, Владимир. «В сторону "новой целостности": интертекстуальность – поставангард – постмодернизм в музыкальном искусстве второй половины ХХ – начала XXI века». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, том 4, № 1, 2014, с. 30–54, www.artsjournal.spbu.ru/article/view/4454/3941. Дата доступа 29 июля 2024.

Янов-Яновская, Наталия. «Одна культура – две традиции». Музыкальная академия, № 3, 1999, с. 21–27.

Янов-Яновская, Наталия. Теория интертекста в ее проекции на восточную музыку (на примере творчества композиторов Узбекистана). Ташкент, Musiqa, 2019, 124 с.

Irwin, William. “What is an Allusion?” The Journal of Aesthetics and Art Criticism, vol. 59, no. 3, 2001, pp. 287–297. DOI: 10.1111/1540-6245.00026

Averintsev, Sergey. “Protivochuvstviya.” [“Counter-feelings.”] Sovetskaya muzyka, no. 5, 1987, pp. 7–13. (In Russian)

Bafoyev, Mustafo. Official site of The Union of Composers and Bastakors of Uzbekistan, www.commus.uz/index.php/ru/struktura/index.php?option=com_content&view=article&id=219. Accessed 29 July 2024.

Bolshaya Rossijskaya Entsiklopediya. [A Big Russian Encyclopaedia]. 2016. old.bigenc.ru/literature/text/3161944. Accessed 19 July 2024. (In Russian)

Bochina, Tatiana. Kontrast kak lingvocognitivnyi printsip russkoi poslovitsy. [Contrast as a Lingue Сognitive Principle of Russian Proverbs]. 2003. Kazan State University, Doctoral thesis abstract, www.dissercat.com/content/kontrast-kak-lingvokognitivnyi-printsip-russkoi-poslovitsy. Accessed 22 July 2024. (In Russian)

Dahl, Vladimir. “Poslovitsy i pogovorki russkogo naroda.” [“Proverbs and Sayings of the Russian Peoples.”] Litres, www.litres.ru/book/vladimir-dal/poslovicy-i-pogovorki-russkogo-naroda-173141/chitat-onlayn/?page=15&book_pair=173141_51775518. Accessed 21 July 2024. (In Russian)

Donskikh, Oleg. “Metaphor as a Way to Change Coordinates.” ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics, no. 1, vol. 3, 2015, pp. 29–35, praxema.tspu.edu.ru/files/praxema/PDF/articles/donskih_o._a._29_35_1_3_2015.pdf. Accessed 27 July 2024. (In Russian)

Dzhumayev, Aleksandr. “Preodolevaya stereotipy. O muzykovedcheskih issledivaniyah N. S. Yanov-Yanovskoy.” [“Overcoming Stereotypes. All about the Musicological Studies of N. S. Yanov-Yanovskaya.”]. Stranitsi istorii Gosudarstvennoy konservatorii Uzbekistana. Feliks Yanov-Yanovskij, Natalia Yanov-Yanovskaya [Pages of History of the State Conservatory of Uzbekistan. Felix Yanov-Yanovsky, Natalia Yanov-Yanovskaya], edited by Shoyista Ganikhanova, Sajyora Gafurova. Tashkent, unpublished, 2024, pp. 103–108. (In Russian)

Irwin, William. “What is an Allusion?” The Journal of Aesthetics and Art Criticism, vol. 59, no. 3, 2001, pp. 287–297. DOI: 10.1111/1540-6245.00026.

Karaulov, Yuri. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost [“Russian Language and Linguistic Personality]. Moscow, Nauka, 1987. (In Russian)

Krivulya, Natalia. “Allyuziya kak element intertekstualnosti v animatsionnyh filmah.” [“Allusion as an Element of Intertextuality in Animated Films.”]. Theatre, Fine Arts, Cinema, Music. Almanac, no. 3, 2022, pp. 137–160. DOI: 10.35852/2588-0144-2022-3-137-160. (In Russian)

Matyakubov, Otanazar. Dodekagramma [Dodecagram]. Tashkent, Istiklol, 2005. (In Russian)

Radman, Rimma. Zhanr kontsertnoj uvertyuri v tvorchestve kompozitorov Uzbekistana [Genre of Concert Overture in Works of Uzbekistan Composers]. 2014. State Conservatory of Uzbekistan, Master’s thesis. (In Russian)

Ryabukha, Olga, and Aleksandra Troshina. “Problema typologii intertekstualnyh vklyuchenij i ih rol v strukture interteksta (na materialye zhurnalnyh statej).” [“Problem of Typology of Intertextual Inclusions and Their Role in Intertext Structure (by Material of Magazine and Newspaper Articles).”]. Nauchnyi dialog, no. 4, 2018, pp. 134–146. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-4-134-146. (In Russian)

Stogniy, Irina. “Intertekstualnost v muzyke. Variatsii na temu.” [“Intertextuality in Music. Variations on the Topic.”] Contemporary Musicology, no. 3, 2017, pp. 85–96. (In Russian)

Stogniy, Irina. “Modusy intertekstualnosti v muzyke.” [“Modes of intertextual relations in Music”] Musicus, no. 3–4, 2011, pp. 28–33. (In Russian)

Tchinayev, Vladimir. “Towards a ‘New Unity’: Intertextuality – Post-avant-garde – Postmodernism in Music in the Second Half of the 20 Century and the Beginning of the 21 Century.” Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedeniye, vol. 4, no. 1, 2014, pp. 30–54, www.artsjournal.spbu.ru/article/view/4454/3941. Accessed 29 July 2024. (In Russian)

Torop, Peeter. “Problema inteksta.” [“The Problem of Intext.”]. Trudy po znakovym systemam XIV: Tekst v tekste [Works on Symbolic Systems. XIV: Text within the Text]. Tartu, Tartu University Press, 1981, pp. 33–44. (In Russian)

Vysotskaya, Marianna. Mezhdu logikoj i paradoksom: kompozitor Faraddzh Karaev [Between Logic and Paradox: composer Faraj Karayev]. Moscow, no publisher, 2012. (In Russian)

Vysotskaya, Marianna, and Galina Grigoryeva. Muzyka ХХ veka: ot avangarga k postmodernu. Uchebnoe posobie [Music of the XXth Century: from Avant-garde to Postmodern. Textbook]. Moscow, Moscow Conservatory Scientific and Publishing Centre, 2011. (In Russian)

Yanov-Yanovskaya, Nataliya. “Odna kultura – dve traditsii.” [“One Culture – Two Traditions.”] Muzykalnaya akademiya, no. 3, 1999, pp. 21–27. (In Russian)

Yanov-Yanovskaya, Nataliya. Teoriya interteksta v eyo proektsii na vostochnuyu muzyku (na primere tvorchestva kompozitorov Uzbekistana) [The Theory of Intertext in its Projection on Oriental Music (on the Example of Uzbekistan Composers)]. Tashkent, Musiq