Музыкально-стилевые особенности кюя А. Желдыбаева «Ерке сылкым»

Просмотры: 37

Поделиться:

Скачать статью Казахский

Автор

Дария Адилбаева

												

Магистрант кафедры музыковедения и композиции

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2021-06-30

Страницы статьи

28-36

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной изученностью кюя А. Желдибаева – «Ерке сылкым». Известно, что последние пол века кюй, создание которого было основано на воспоминаниях автора о своей первой любви, имеет широкую популярность не только в отечественной музыкальной культуре, но и среди казахов ближнего и дальнего зарубежья. Ранее авторы-публицисты в основном писали о художественно-эстетических особенностях «Ерке сылкым» и кюй не был объектом анализа этномузыковедов. Цель предлагаемой статьи – рассмотрение музыкально-стилевых особенностей кюя А. Желдибаева. Данная цель определила выполнение таких задач, как: 

  1. Обозначение места кюя А. Желдибаева «Ерке сылкым» в домбровой традиции Жетысу и в общенациональном масштабе; ознакомление с историей его создания;
  2. Определение образно-тематических и музыкальных особенностей кюя; рассмотрение их с позиции синтеза традиционного и современного, а также взаимосвязи домбровых стилей шертпе и токпе.

Для сравнения автор использует примеры кюев жетысуйского и западноказахстанского регионов, песни местных авторов популярной музыки и др. При изучении кюя были примененены комплексный и сравнительно-типологический методы, а также методика анализа кюев профессора КНК им.Курмангазы, доктора искусствоведения С. Утегалиевой. Вместе с тем, при изучении кюя «Ерке сылкым» автор опирался на труды Б. Байкадамовой, Д. Бахтигалиевой, Е. Тунгышулы, Б. Игилик, Б. Муптекеева, М. Абуғазы, Ж. Жузбай и др. Выводы данной работы могут быть использованы в учебно-методической практике, а также в исследованиях по кюеведению. 

Ключевые слова

домбровая традиция Жетысу
Ерке сылкым
тема лирики
домбровые стили: шертпе и токпе
ОИРК (основной инотонационно-ритмический комплекс)

Список источников и References

Шыңғожаев Ә. Желдірме. Күйлер мен әндер жинағы. Құрастырған Н.Әшіров.–Алматы:Қазақ кітабы, 2020.–144 б.

Сәттібайұлы К. Әлі күнге дейін композиторлар одағына мүше емеспін... Ә.Желдібаевпен жүргізілген сұхбат. Қаламгер қазынасы сериясынан. 22.08.2020ж

Күй серісі/Ж.Жүзбай//Егемен Қазақстан. – 2017. – 13 қазан (№197). – 9б

Есаман Х. Күй құрметіне арналған ескерткіш. Егемен Қазақстан, 10 Шілде, 2018. [Электронды ресурс] URL: egemen.kz: https://egemen.kz/article/171572-kuy-qurmetinearnalghan-eskertkish.

Күйші; әңг.К.Адырбекұлы// Түркістан. – 2009. -29 қаңтар (№4). -10б

Е.Тұңғышұлы «Атадан мұра» Алматы, «Санат», 1999

Бахтигалиева Д.С. Жанр Акжелен в инструментальной (домбровой) культуре казахов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – Алматы, 2008.– 25с.

Утегалиева С.И. Кюи А.Жайымова в контексте домбровой традиции Западного Казахстана//Музыкалық этнографиядағы тұлға, дәстүр, мәдениет// А.Затаевичтің 150жылдығына арналған халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары. Құраст. Омарова А.,Недлина В.–Алматы. Құрманғазы атындағы қазақ ұлттық консерваториясы.–С.с.2251-258

Ахмедияров Қ. Шынар. Күйлер жинағы. Алматы:Дайк-Пресс, 1999. –185б.

Игілік Б.Қ. Қытай қазақтарының домбыра күйлеріндегі жанрлы-стильдік ерекшеліктер (2021 ғ.ғ.) // Б.Г.Ерзакович – музыка зерттеушісі. Б.Г.Ерзаковичтің 100 жыл толуына орай өткізілген халықаралық ғылыми практикалық конференцияның материалдары. –Алматы, 2008.– 217-223бб.

Мүптекеев Б. Стилевые особенности домбровых кюев Семиречья // Традиционная музыка Азии. Проблемы и материалы.– Алматы, 1996. С.с. 64-74.

Әбуғазы М. Алтай-Тарбағатай өңірінің күйшілік дәстүрі//Музыкалық білім және музыкалық ғылым саласындағы өзекті мәселелері. Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясының 60 жылдығына арналған халықаралық ғылыми –практикалық конференциясының материалдары.–Алматы, 2005. –196-199б.б.

Байқадамова Б. Некоторые особенности экспонирования в двухтемных кюях Курмангазы// Музыкознание. - Вып. VІІІ-ІХ. – Алма-Ата, 1976. С.с. 33-36.

Құрманғазы Сарыарқа Қ 77Күйлер (Құраст., түсініктерін жазған Қ.Ахмедияров. Әдеби өңдеген М.Құлкенов). – Алматы: Өнер, 1995. – 192б.

Клопова К. О проявлении универсальных законов в традиционной инструментальной музыке// Исполнительское творчество. История и ипроблемы развития на современном этапе. Материалы международной научно-практической конференции. Алматы, 2002.– С.С. 55-58.

Дәулеткерей. Күйлер. (Құраст. А.Жұбанов). – Алматы: Қазақтың мемлекеттік әдебиет баспасы, 1961. – 115б. (71б.)

Балманова Г. «Домбыра» мамандығы студенттеріне арналған «Этносольфеджио» пәнінің дәрістері. Дәулеткерей күйлері. Қолжазба. Алматы, 2020.– 7б.

Shynғozhayev А. Zheldіrme. Kyler men ander zhinagy. Kyrastyrgan N.Ashіrov.– Almaty: Kazak kіtaby, 2020.–144 p.

Sәttіbayyly K. Alі kynge deyіn kompozitorlar odagyna mүshe emespіn... A. Zheldіbayevpen zhyrgіzіlgen sykhbat. Kalamger kazynasy seriyasynan. 22.08.2020 zh.

Kyi serіsі /Zh.Zhүzbay// Egemen Kazakstan. – 2017. – 13 Kazan (№197). – 9 p.

Esaman Kh. Kyui kyrmetіne arnalgan eskertkіsh. Yegemen Kazakstan, 10 Shіlde, 2018. [Elektrondy resurs] URL: egemen.kz: https://egemen.kz/article/171572-kuy-qurmetine-arnalghaneskertkish.

Kyishі; aңg.K.Adyrbekyly// Tyrkіstan. – 2009. -29 kantar (№4). -10 p.

E.Tyngyshyly «Atadan myra» Almaty, «Sanat», 1999

Bakhtigaliyeva D.S. Zhanr Akzhelen v instrumentalnoy (dombrovoy) kulture kazakhov. Avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata iskusstvovedeniya. – Almaty, 2008.– 25 p.

Utegaliyeva S.I. Kyui A.Zhayymova v kontekste dombrovoy traditsii Zapadnogo Kazakhstana // Muzykalyk etnografiyadagy tylga, dastyr, madeniyet // A.Zatayevichtіn 150-zhyldygyna arnalgan khalykaralyk gylymi-praktikalyk konferentsiya materialdary. Қyrast. Omarova A., Nedlina V.–Almaty. Қyrmangazy atyndagy kazak ylttyk konservatoriyasy.– p.p. 2251-258

Akhmediyarov Қ. Shynar. Kyler zhinagy. Almaty:Dayk-Press, 1999. –185 p.

Igіlіk B.Қ. Kytay kazaktarynyn dombyra kylerіndegі zhanrly-stildіk erekshelіkter (20-21 g.g.) // B.G.Erzakovich – muzyka zertteushіsі. B.G.Erzakovichtіn 100 zhyl toluyna oray otkіzіlgen khalykaralyk gylymi praktikalyk konferentsiyanyn materialdary. – Almaty, 2008.– 217-223 pp.

Mүptekeyev B. Stilevye osobennosti dombrovykh kyuev Semirechya // Traditsionnaya muzyka Azii. Problemy i materialy.– Almaty, 1996. pp. 64-74.

Әbuғazy M. Altay-Tarbagatay oңіrіnің kyshіlіk dastүrі //Muzykalyk bіlіm zhane muzykalyk gylym salasyndagy ozektі maselelerі. Kyrmangazy atyndagy Kazag ylttyk konservatoriyasynyn 60 zhyldygyna arnalgan khalykaralyk gylymi – praktikalyk konferentsiyasynyn materialdary.– Almaty, 2005. – 196-199 pp.

Bayқadamova B. Nekotorye osobennosti eksponirovaniya v dvukhtemnykh kyuyakh Kurmangazy// Muzykoznaniye. - Vyp. VІІІ-ІKh. – Alma-Ata, 1976. p.p. 33-36.

Құrmanғazy Saryarka K 77Kүyler (Kyrast., tysіnіkterіn zhazgan K.Akhmediyarov. Adebi ondegen M.Kylkenov). – Almaty: Oner, 1995. – 192 p.

Klopova K. O proyavlenii universalnykh zakonov v traditsionnoy instrumentalnoy muzyke// Ispolnitelskoye tvorchestvo. Istoriya i iproblemy razvitiya na sovremennom etape. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Almaty, 2002.– p.p. 55-58.

Dәuletkerey. Kyler. (Kyrast. A.Zhybanov). – Almaty: Kazaktyn memlekettіk adebiyet baspasy, 1961. – 115 p. (71 p.)

Balmanova G. «Dombyra» mamandygy studentterіne arnalgan «Etnosolfedzhio» panіnіn darіsterі. Dauletkerey kylerі. Kolzhazba. Almaty, 2020.– 7 p.