Факультатив по композиции в среднем специальном музыкальном образовании: рефлексия педагогического опыта

Просмотры: 9

Поделиться:

Скачать статью

Авторы

Куат Шильдебаев

Композитор, преподаватель

Республиканская средняя специализированная музыкальная школа-интернат для одарённых детей имени Куляш Байсеитовой

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2022-03-30

Страницы статьи

84-90

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Класс композиции в средних специализированных музыкальных школах является факультативом. Его главная цель – выявить среди обучающихся исполнительским специальностям учащихся, обладающих сочинительским талантом, и направить их на освоение компетенций профессии композитора. Факультативный характер курса даёт большой простор для реализации авторских педагогических замыслов и экспериментов. Через призму личного педагогического опыта в статье отмечаются ключевые аспекты образовательного процесса в классе композиции, цели преподавателя-композитора и методы их достижения. Осмысливаются педагогические эксперименты по освоению учащимися навыков импровизации, по изучению основ композиции на компьютере и звукорежиссуры. Отдельно затронуты вопросы стилевых ориентиров, расширения музыкально-стилевого диапазона учащихся через знакомство с творчеством современных композиторов, методов преломления национальных композиционных принципов в музыке новейшего времени. Даны рекомендации по формированию индивидуальной траектории факультативного обучения композиции с учётом потребностей учащегося.

Ключевые слова

класс композиции в музыкальной школе
обучение импровизации
информационно-коммуникационные технологии в классе композиции

Список источников и References

Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования //Дубна: Феникс. – 2007. – Т. 207. – С. 496.

Сердюков А.А. Импровизация в отечественной музыкальной педагогике // Манускрипт. 2017. №3-1 (77). - С.135-138.

Коваленко В.Г. Импровизация как форма музыкальной деятельности: историко-культурный и дидактический аспекты: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Ростов-на Дону, 1995. 24 с.

Мун Л.Н. Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования: дисс.. к. пед. н. М., 2001. 171 с.

Овчаров И.В. Импровизация в музыке: сущность, структура, методы формирования и профессионального совершенствования в процессе музыкальных занятий: дисс.. к. пед. н. Белгород, 2011. 150 с.

Усачева В.О. Импровизация и сочинение музыки как творческий метод развивающего обучения детей: автореф. дисс.. к. пед. н. М., 2002. 34 с.

Маклыгин А.Л. Импровизируем на фортепиано. Элементарная гармония: учеб. пособие для музыкальной школы. М.: Престо, 1997. Вып. 1. 33 с.

Булаева, О. П.; Геталова, О. А. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь V: Золотая секвенция. Песня. Модуляция. Буквенное обозначение аккордов. Новые гармонические краски. СПб.: Композитор, 2002. 52 с.

Борухзон, Л. М.; Волчек, Л. Л. Азбука музыкальной фантазии: пособие для детей младшего и школьного возраста по развитию творческих навыков. СПб.: Композитор, 1996. 43 с.

Красильников И.М. Двадцать лет педагогике электронного музыкального творчества в Россиистановление и развитие //Педагогика искусства. – 2017. – №. 1. – С. 70-85.

Захаров, А. С.; Ефремова, О. К. Факультативный курс «Основы музыкальных технологий» в условиях студенческого культурно-образовательного центра // Формирование компетенций студентов в культурно-образовательном пространстве вуза : сборник статей / Рос. гос. проф.пед. ун-т. - Екатеринбург. , 2013. — С. 42-49.

Воронов, А.М.; Горбунова, И.Б.; Камерис, А.; Романенко, Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века // Вестник ИрГТУ. 2013. №5 (76). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-kompyuternye-tehnologii-v-shkole-tsifrovogo-veka (дата обращения: 19.03.2022).

Krasil’nikov I.M. Èlektronnoe muzykal’noe tvorčestvo v sisteme hudožestvennogo obrazovaniâ //Dubna: Feniks. – 2007. – T. 207. – S. 496.

Serdûkov A.A. Improvizaciâ v otečestvennoj muzykal’noj pedagogike // Manuskript. 2017. №3-1 (77). - S.135-138.

Kovalenko V.G. Improvizaciâ kak forma muzykal’noj deâtel’nosti: istoriko-kul’turnyj i didaktičeskij aspekty: avtoref. diss. … k. iskusstvovedeniâ. Rostov-na Donu, 1995. 24 s.

Mun L.N. Improvizaciâ kak vid tvorčeskoj deâtel’nosti v teorii i praktike muzykal’nogo obrazovaniâ: diss.. k. ped. n. M., 2001. 171 s.

Ovčarov I.V. Improvizaciâ v muzyke: suŝnost’, struktura, metody formirovaniâ i professional’nogo soveršenstvovaniâ v processe muzykal’nyh zanâtij: diss.. k. ped. n. Belgorod, 2011. 150 s.

Usačeva V.O. Improvizaciâ i sočinenie muzyki kak tvorčeskij metod razvivaûŝego obučeniâ detej: avtoref. diss.. k. ped. n. M., 2002. 34 s.

Maklygin A.L. Improviziruem na fortepiano. Èlementarnaâ garmoniâ: učeb. posobie dlâ muzykal’noj školy. M.: Presto, 1997. Vyp. 1. 33 s.

Bulaeva, O. P.; Getalova, O. A. Učus’ improvizirovat’ i sočinât’. Tvorčeskaâ tetrad’ V: Zolotaâ sekvenciâ. Pesnâ. Modulâciâ. Bukvennoe oboznačenie akkordov. Novye garmoničeskie kraski. SPb.: Kompozitor, 2002. 52 s.

Boruhzon, L. M.; Volček, L. L. Azbuka muzykal’noj fantazii: posobie dlâ detej mladšego i škol’nogo vozrasta po razvitiû tvorčeskih navykov. SPb.: Kompozitor, 1996. 43 s.

Krasil’nikov I.M. Dvadcat’ let pedagogike èlektronnogo muzykal’nogo tvorčestva v Rossiistanovlenie i razvitie //Pedagogika iskusstva. – 2017. – №. 1. – S. 70-85.

Zaharov, A. S.; Efremova, O. K. Fakul’tativnyj kurs «Osnovy muzykal’nyh tehnologij» v usloviâh studenčeskogo kul’turno-obrazovatel’nogo centra // Formirovanie kompetencij studentov v kul’turnoobrazovatel’nom prostranstve vuza : sbornik statej / Ros. gos. prof.-ped. un-t. - Ekaterinburg. , 2013. — S. 42-49.

Voronov, A.M.; Gorbunova, I.B.; Kameris, A.; Romanenko, L.Û. Muzykal’no-komp’ûternye tehnologii v škole cifrovogo veka // Vestnik IrGTU. 2013. №5 (76). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-kompyuternye-tehnologii-v-shkole-tsifrovogo-veka (data obraŝeniâ: 19.03.2022).