Информация о статье
Дата публикации статьи
2022-03-30
Страницы статьи
32-37
Раздел
Искусство и гуманитарные науки
Лицензия
Аннотация
В статье рассматриваются эволюция и развитие современной оперы в Китае, начиная с 1980-х годов, когда после культурной революции (1966-1976) в изменившейся политической ситуации создаются условия для применения современных композиторских техник. В это время появляются авангардные тенденции в китайском искусстве («Новая волна»). Китайская опера сохраняет приверженность национальной традиции и синтезирует особенности западной оперы и традиционного китайского музыкального театра. Из разновидностей которого особое значение приобретает древняя драма куньцюй и более поздняя по происхождению пекинская опера (цзиньцзюй). В статье анализируются оперы Ши Гуаннаня (施光南), Тань Дуня (谭盾) и Го
Вэньцзина (郭文景). Отмечено как сочетание вокальных техник западной оперы и национального театра, так и расширение состава симфонического оркестра за счёт органических инструментов и предметов быта. Анализ существующих классификаций видов современной китайской оперы учитывает степень их близость к традиционному театру или европейской опере. Стремление к выходу в мировое культурное пространство сопряжено с использованием не только китайского, но и английского языка. Китайская опера продолжает поиск путей синтеза национального и западного музыкального театра.
Ключевые слова
китайская опера
Китай
Ши Гуаннань
Тань Дунь
Го Вэньцзин
Список источников и References
Янь Цзянань, В. Юнусова. Китайская «Новая волна» и творчество Сюй Чанцзюня // Журнал общества теории музыки. 2018. № 4 (24). С. 60–71.
Лю Цзинь. Китайская национальная опера: 1920-1980-е годы. [Электронный источник]
//URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskaya-natsionalnaya-opera-1920-1980-gody (02.12.2021).
彭嘉 中国歌剧发展史 Пэн Ция Развитие китайской оперы [Электронный источник] //URL:/ https://wenku.baidu.com/view/7f3618dba200a6c30c22590102020740bf1ecd74.html?fr=search-1wk_user_norX-income6&fixfr=KtNIA1EOW3IV2S%2BZx28yJQ%3D%3D (10.04.2021)
Сунь Лу. Народная опера в типологической системе новой оперы Китая//Музыкальная культура народов мира. 201.No 1 (18) C.12-15.
吴梅《中国歌剧概论》江苏艺术出版社 2008年 161页 Ву Мэй «Введение в китайскую оперу»
Издательство литературы и искусства Цзянсу. 2008. 161 с.
Lunden, Jeff. Dialogues with Tan Dun С.73. [Электронный источник]//URL:/http://tandun.com/composition/peony-pavilion-2010/ (Последнее посещение 20.02.2022).
游暐之“一戏一格 皆是精品”记导演陈蔚 人民音乐2020年第九期 4-8页。Ю Вэйчжи «Одна драма, один стиль» только лучшее – режиссер Чен Вей. Народная музыка 2020, Nо 9. С4-8.
导演陈蔚Режиссер: Чэнь Вэй .[Электронный источник] //URL:/https://baike.baidu.com/item/陈蔚/13838536
(21.04.2021)
郭文景 Го Вэньцзин .[Электронный источник]//URL:/https://baike.baidu.com/item/郭文景/10071508 (
02.2022)
谭盾:以中国哲学引领歌剧《马可 波罗》融入昆曲. Тань Дунь: китайская философия ведет оперу «Марко Поло» в куньцюй. [Электронный источник] //URL:/
http://www.chinanews.com/cul/news/2008/11-06/1439841.shtml (28.02.2021)
舞蹈家江青Танцовщица Цзян Ции .[Электронный источник]//URL:/ https://www.1905.com/mdb/star/933/life/?fr=mdbypk_gwzl (27.04.2021)
Чжу Линьцзи. Черты постмодернизма в либретто китайской камерной оперы «Прощание с Кембриджем»// Вестник Кем ГУКИ, 2019Б № 4 С. 158-166.
Жэнь Шуай. Китайская «образцовая революционная опера»: жанрово-стилевые особенности.
Автореф. канд. иск. СПб, 2019. 25 с.
Ân’ Czânan’, V. Ûnusova. Kitajskaâ «Novaâ volna» i tvorčestvo Sûj Čanczûnâ // Žurnal obŝestva teorii muzyki. 2018. № 4 (24). S. 60–71.
Lû Czin’. Kitajskaâ nacional’naâ opera: 1920-1980-e gody. [Èlektronnyj istočnik]
//URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskaya-natsionalnaya-opera-1920-1980-gody (02.12.2021).
彭嘉 中国歌剧发展史 Pèn Ciâ Razvitie kitajskoj opery [Èlektronnyj istočnik] //URL:/ https://wenku.baidu.com/view/7f3618dba200a6c30c22590102020740bf1ecd74.html?fr=search-1wk_user_norX-income6&fixfr=KtNIA1EOW3IV2S%2BZx28yJQ%3D%3D (10.04.2021)
Sun’ Lu. Narodnaâ opera v tipologičeskoj sisteme novoj opery Kitaâ//Muzykal’naâ kul’tura narodov mira. 201.No 1 (18) C.12-15.
吴梅《中国歌剧概论》江苏艺术出版社 2008年 161页 Vu Mèj «Vvedenie v kitajskuû operu»
Izdatel’stvo literatury i iskusstva Czânsu. 2008. 161 s.
Lunden, Jeff. Dialogues with Tan Dun S.73. [Èlektronnyj istočnik]//URL:/http://tandun.com/composition/peony-pavilion-2010/ (Poslednee poseŝenie 20.02.2022).
游暐之“一戏一格 皆是精品”记导演陈蔚 人民音乐2020年第九期 4-8页。Û Vèjčži «Odna drama, odin stil’» tol’ko lučšee – režisser Čen Vej. Narodnaâ muzyka 2020, No 9. S4-8.
导演陈蔚Režisser: Čèn’ Vèj .[Èlektronnyj istočnik] //URL:/https://baike.baidu.com/item/陈蔚
/13838536 (21.04.2021)
郭文景 Go Vèn’czin .[Èlektronnyj istočnik]//URL:/https://baike.baidu.com/item/郭文景/10071508 (
02.2022)
谭盾:以中国哲学引领歌剧《马可 波罗》融入昆曲. Tan’ Dun’: kitajskaâ filosofiâ vedet operu
«Marko Polo» v kun’cûj. [Èlektronnyj istočnik] //URL:/
http://www.chinanews.com/cul/news/2008/11-06/1439841.shtml (28.02.2021)
舞蹈家江青Tancovŝica Czân Cii .[Èlektronnyj istočnik]//URL:/ https://www.1905.com/mdb/star/933/life/?fr=mdbypk_gwzl (27.04.2021)
Čžu Lin’czi. Čerty postmodernizma v libretto kitajskoj kamernoj opery «Proŝanie s Kembridžem»// Vestnik Kem GUKI, 2019B № 4 S. 158-166.
Žèn’ Šuaj. Kitajskaâ «obrazcovaâ revolûcionnaâ opera»: žanrovo-stilevye osobennosti. Avtoref. kand.
isk. SPb, 2019. 25 s.