Специфика фортепианной фактуры в вокальных произведениях (на примере вокального цикла А. Абдинурова на стихи К. Шакарима)

Просмотры: 31

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Аида Азубаева

												

Магистрант кафедры ансамблевого искусства

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2022-09-30

Страницы статьи

69-79

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

В статье предпринимается попытка охарактеризовать специфику фортепианной фактуры в цикле романсов современного отечественного автора А. Абдинурова на стихи Шакарима. Работа направлена на исполнительский анализ, где основное внимание направлено на особенности взаимодействия партий солиста и пианиста (концертмейстера). В представленных романсах рассматриваются художественный образ и особенности драматургии, а также в контексте стилевых особенностей композиторского письма – вопросы вокального жанра, фортепианной фактуры, интонационного строя, тональности, лада, размера и других средств выразительности. Целью статьи – раскрытие специфических особенностей фортепианной партии с точки зрения концертмейстерского мастерства. Вопросы исполнительской интерпретации и анализа выступают ключевым инструментом для постижения представленной цели. Объектом анализа послужил цикл романсов А. Абдинурова, состоящий из 5-ти миниатюр, каждая из которых имеет свое название и разную фактурную организацию. В целом в своих романсах композитор использует фортепианную партию как полноправный художественный компонент, который находится в постоянном взаимодействии с голосом, или же наоборот, – разногласии.

Ключевые слова

Алиби Абдинуров
фактура, вокальный цикл
вокальные произведения
фортепиано
композиторское творчество
казахская музыка

Список источников и References

Кетегенова Н.С. Творческие портреты композиторов Казахстана.Очерки.-Алматы: «Алатау», 2009. — 560 с.

Очерки о композиторах Казахстана. / Сост.Нусупова А.С.- Алматы: «Алматы-Болашак», 2013.- 608 с.

Егинбаева,Т.Ж. Творчество композиторов Казахстана второй половины XX века // Музыкальное искусство: Наука и образование. Сборник научных трудов.-Астана, 2004.- С.3-15.

Мухитова А.К. Фортепианное искусство Казахстана второй половины ХХ века [Текст]:

Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность: сб. ст. М.: Музыка, 1988. Вып. 1. С. 176–177.

Ketegenova N.S. Creative portraits of composers of Kazakhstan.Essays.- Almaty: "Alatau", 2009. — 560 p.

Essays on composers of Kazakhstan. /Comp.Nusupova A.S.- Almaty: "Almaty-Bolashak", 2013.- 608 p.

Eginbayeva, T.J. Creativity of composers of Kazakhstan of the second half of the XX century // Musical art: Science and education. Collection of scientific papers.- Astana, 2004.- pp.3-15.

Mukhitova A.K. Piano art of Kazakhstan of the second half of the twentieth century [Text]:

Vinogradov K. About the specifics of the creative relationship between a pianist-concertmaster and a singer // Musical performance and modernity: collection of art. M.: Music, 1988. Issue 1. pp. 176-177.