Информация о статье
Дата публикации статьи
2022-09-30
Страницы статьи
53-59
Раздел
Искусство и гуманитарные науки
Лицензия
Аннотация
В статье дана характеристика образцов узбекских свадебно-обрядовых песен жанра «Ёр-ёр» бытующих в Ташкентской области Узбекистана. Поставлена задача комплексного изучения жанрового своеобразия песен, обеспечивающего устойчивость данного явления в современной песенной культуре. Для выявления существенных черт их морфологии, синтаксиса и мелодического строя проанализированы метроритмические, интонационно-ладовые, композиционные особенности выявленных песенных моделей. Сочетание методов анализа художественной формы и данных этнографического, культурологического (исторического) характера дало основание для выводов о семантическом содержании и историко-стилистической принадлежности образцов. В частности, отмечено широкое проявление приема повторности и особое значение принципа остинатности, проявляющегося и в поэтическом тексте (лексические, строфические анафоры и эпифоры) и в музыкальном (ладовая одноопорность, изоритмия, куплетность, приемы кадансового торможения, ритмического суммирования). Выявлено сочетание архаичных, собственно обрядовых признаков жанра (прежде всего слогоритмические и синтаксические константы) и более позднего интонационно-ладового строя.
Ключевые слова
өзбек фольклоры
үйлену тойы
музыкалық морфология
синтаксис
слогоритм
остинатизм
Список источников и References
Ибрагимов О. Ўзбек халқи мусиқа ижоди. Т., 1994
Тоштемиров Н. Жиззах вилояти “Ёр-ёрлари”.// Ражабийхонлик, Т., 1994, С.46-50.
Байгаскина А. Ритмика казахской традиционной песни. Алматы, 2003.
Романовская Е. Статьи и доклады, записи музыкального фольклора. Т., 1957
Кон Ю. Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и ее гармонизации. Т., 1979
Акбаров И. Узбекская народная музыка. //вопросы музыкальной культуры Узбекистана, сб.ст. Т., 1961, С.5-33
Банин А. А. О принципах моделирования обобщенного слогового ритма. Вопросы методики и методологии // Памяти К. Квитки: сб. ст. / ред.-сост. А. А. Банин. М., 1983. С. 165-179.
Квитка К. В. Избранные труды: в 2 т. / сост. и коммент. В. Л. Гошовского. М., 1971-1973.
Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973
Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М., 1986
Кароматов Ф. Ўзбек халқ музиқа мероси/ Т.1-2. Т., 1978-85.
Ўзбек халқи музикаси. Т.1-4 /сост.Юнус Ражабий. Т., 1955-58
Алавия М. Ўзбек халқ маросим қўшиқлари. Т., 1974
Домусульманские обряды и верования в Средней Азии. М., 1975
Токарев С. Ранние формы религии. М., 1990
Камилов Н. Тасаввуф (1- китоб). Т., 1999
Ҳаққулов И. Тасаввуф сабоқлари. Бухоро, 2000
Абдулазиз Мансур. Тасаввуф.// Ўзбекистон миллий энциклопедия, 9- жилд. Т., 2005, С.148
Ibragimov O. Uzbek Khalqi Musiqa Izhodi. T., 1994
Toshtemirov N. Jizzakh viloyati “Yor-yorlari”.// Rajabiykhonlik, T., 1994, pp. 46-50.
Baigaskina A. Rhythmika Kazakhskoy tradicionnoy pesni. Almaty, 2003.
Romanovskaya E. Stati I dokladi, zapisi musikalnogo folclora. T., 1957
Kon Yu. Nekotoryye voprosy ladovogo stroyeniya uzbekskoy narodnoy pesni i yeye garmonizatsii.
Akbarov I. Uzbekskaya narodnaya muzyka.//Voprosy muzykal'noy kul'tury Uzbekistana, sb.st. T., 1961, Р.5-33
Banin A. A. O printsipakh modelirovaniya obobshchennogo slogovogo ritma. Voprosy metodiki i metodologii // Pamyati K. Kvitki: sb. st. / red.-sost. A. A. Banin. M., 1983. Р. 165-179.
Kvitka K. V. Izbrannyye trudy: v 2 t. / sost. i komment. V. L. Goshovskogo. M., 1971-1973.
Skrebkov S.S. Khudozhestvennyye printsipy muzykal'nykh stiley. M., 1973.
Kharlap M. G. Ritm i metr v muzyke ustnoy traditsii. M., 1986
Karomatov F. Ŭzbek khalkˌ muzikˌa merosi/ T.1-2. T., 1978-85.
Ŭzbek khalkˌi muzikasi. T.1-4 /sost.Yunus Razhabiy. T., 1955-58
Alaviya M. Ŭzbek khalkˌ marosim kˌŭshikˌlari. T., 1974
Domusul'manskiye obryady i verovaniya v Sredney Azii. M., 1975
Tokarev S. Ranniye formy religii. M., 1990
Kamilov N. Tasavvuf (1- kitob). T., 1999
Ҳakˌkˌulov I. Tasavvuf sabokˌlari. Bukhoro, 2000
Abdulaziz Mansur. Tasavvuf.// Ŭzbekiston milliy entsiklopediya, 9- zhild. T., 2005, Р.148