О параллелях организации музыкально-пространственных структур в творчестве Белы Бартока и казахской традиции

Просмотры: 28

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Айдана Бестембекова

												

Магистр искусств, преподаватель отделения теории музыки

Алматинский музыкальный колледж им П. Чайковского

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2020-12-30

Страницы статьи

48-56

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

В настоящей статье излагаются некоторые, обратившие на себя внимание, параллели между сочинениями венгерского композитора ХХ века Беллы Бартока, сочиненные по материалам его фольклорно-этнографических изысканий, проведенных совместно c Золтаном Кодаи в районах, населенных, по-видимому, потомками бывших кочевников, выходцев из степей и, с другой стороны, – казахской музыкой. Основным методом рассмотрения становится «сакрально-пространственный метод» анализа, сформулированный в трудах композитора, музыковеда Б.Аманжола. А также используется метод сопоставления некоторых произведении из раннего периода творчества Б.Бартока, с фундаментальными свойствами присущими для казахской традиции, где обнаруживается двойной образный план, и дается определение этого понятия. В связи с обоснованием данной формулировки приводятся примеры из казахской традиции, такие как: домбровая музыка, казахский орнамент, тенгрианский календарь, наскальная живопись, степной ландшафт.

Ключевые слова

сакрально-пространственный анализ
двойной образный план
двуслойность
плотное и бесплотное
пространство
казахская традиция
Картина Мира

Список источников и References

Аманов Б. Композиционная терминология домбровыхкюев // Инструментальная музыка казахского народа. - Алма-Ата: Өнер, 1985. 152 с.

Мухамбетова А. Тенгрианский календарь (мушель) как основа кочевой цивилизации казахов. Международный Фонд Исследования Тенгри. 2012г. 37с.

Аманжол Б. Сакрально-пространственный анализ.. дисс. … канд. иск. – Алматы 2010 г.

Аманжол Б. статья «Музыка как язык сознания.

Нестьев И. Бела барток. Монография. – М.:Музыка, 1969

Гумилев Л. Древние тюрки. История образования и расцвета Великого тюркского каганата (VI-VII вв. н.э.).-Кристалл, 2002

Аджи М. Европа.Тюрки.Великая степь. – Мысль, 1998

Байжумин Ж. История рождения, жижни и смерти пастуха Авеля. Арийский лексикон. Алматы: Типография оперативной печати, 2009. – Т.1.

Кодаи З. Венгерская народная музыка. монография, Будапешт, 1961

Медоев А. Гравюры на скалах. - Алма-Ата : Жалын, 1979

Барток Б. Сборник фортепианных пьес «Для детей», 2 тома –Лань, планета музыки. 2018, цитата из последней страницы.

Amanov B. Kompozicionnaâ terminologiâ dombrovyhkûev // Instrumental’naâ muzyka kazahskogo naroda. - Alma-Ata: Ôner, 1985. 152 s.

Muhambetova A. Tengrianskij kalendar’ (mušel’) kak osnova kočevoj civilizacii kazahov. Meždunarodnyj Fond Issledovaniâ Tengri. 2012g. 37s.

Amanžol B. Sakral’no-prostranstvennyj analiz.. diss. … kand. isk. – Almaty 2010 g.

Amanžol B. stat’â «Muzyka kak âzyk soznaniâ.

est’ev I. Bela bartok. Monografiâ. – M.:Muzyka, 1969

Gumilev L. Drevnie tûrki. Istoriâ obrazovaniâ i rascveta Velikogo tûrkskogo kaganata (VI-VII vv. n.è.).-Kristall, 2002

Adži M. Evropa.Tûrki.Velikaâ step’. – Mysl’, 1998

Bajžumin Ž. Istoriâ roždeniâ, žižni i smerti pastuha Avelâ. Arijskij leksikon. Almaty: Tipografiâ operativnoj pečati, 2009. – T.1.

Kodai Z. Vengerskaâ narodnaâ muzyka. monografiâ, Budapešt, 1961

Medoev A. Gravûry na skalah. - Alma-Ata : Žalyn, 1979

Bartok B. Sbornik fortepiannyh p’es «Dlâ detej», 2 toma –Lan’, planeta muzyki. 2018, citata iz poslednej stranicy.