Аркинский звукоряд перне в контексте изучения ладовых особенностей кюя шертпе

Просмотры: 32

Поделиться:

Скачать статью Казахский

Автор

Балнур Тансыкбаева

												

Студент 4-го курса кафедры музыковедения и композиции

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2024-02-13

Страницы статьи

6-15

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Известно, что звукоряд традиционной домбры не укладывается в двенадцати темперированную звуковую последовательность. А до создания Казахского оркестра лады на домбрах располагались в каждом регионе по-разному. Поэтому рассмотрение системы домбр в каждом регионе позволит выявить регионально-ладовые особенности современной науки.

Цель предлагаемой статьи – выявить ладовые основы Аркинской домбровой музыки, рассмотрев систему ладков перевязок домбр данной локальной традиции. Научная методика предлагаемой статьи – сравнительно-теоретические и типологические методы исследования, основанные на принципах исследования ладовой системе домбровой музыки, изученной в трудах А. Жубанова, Б. Каракулова, описавшего проблему подвижных перне, и их обозначениях в традиции изложенных в статьях А. Токтаганова и Т. Асемкулова.

Saryn art and science journal. № 3 (36) 2022 |

Практические результаты исследовательской работы могут быть использованы в дисциплинах «История казахской музыки» и «История исполнительского искусства».

Сделаны следующие выводы:

  • В ХІХ веке лады-перевязки Аркинской домбры колебались от 9 до 12 перне, а в ХХ в.

число перне начиналось от 12 и доходило до 19 перевязок;

  • Между «и «c», «e» и «f» имелись дополнительно передвижные или называемые в народе «перне кашаган» перевязки.
  • ХХ в. под влиянием оркестровых коллективов казахских народных инструментов на домбрах Магауии Хамзина и Даулетбека Садуакасова возникла хроматическая ладовая система домбр Арки.

Новизна данной статьи: она открывает путь к углубленному изучению региональных особенностей традиционной ладовой системы домбровой музыки. Научно-практические результаты представленной исследовательской работы свидетельствуют о том, что традиционные домбры не были темпераментными.

Ключевые слова

кюй
передвижные перне
Арка
домбра
казыкбау
иликбау
туйкбау

Список источников и References

Сарымсакова А. «Жыр-күй и Ән-күй в домбровой традиции казахов». Монография. – Алматы, третья редакция, 2021. – С. 214.

Аманов Б. Ж., Мухамбетова А. И. «Казахская традиционная музыка и XX век». – Алматы: ДайкПресс, 2002. – С. 544.

Алина А. «Арқа күйлерінің орындаушылық ерекшеліктері». Диссертация.

Сейдімбек А. «Қазақтың күй өнері». Монография. – Астана 2002. – 832 б.

Әсемқұлов Т. «Домбыраға тіл бітсе: Қазақтың байырғы музыкалық терминологиясы хақында». – «Жұлдыз» журналы №5, 1989.

Ардаби М. «Сарыарқа қазақтарының музыкалық-фольклорлық мұрасы».

Ардаби М. «Шыңжаңдағы қазақ домбыра күйлерінің көркем-шығармашылық тәжірибесі – ұлттық бірегейлікті сақтау факторы ретінде». Кандидаттық диссертациясы. – Алматы, 2018. – 153 б.

Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. – Москва, 1980. – 239 с.

Мухамбетова А., Аманов Б. Казахская традиционная музыка и XX век. – Алматы: Дайк-Пресс, 2002. – С. 544.

Карл Байпақов Қазақстанның ежелгі қалалары. – Алматы: «Аруна», 2007. – 384 б.

Бекенов У. Күй табиғаты – Алматы; Өнер, 1981. – 174 с.

Мүптекеев Б. «Жетісудың оңтүстік-шығысындағы күйшілік дәстүр». Кандидаттық диссертация. – Астана, 2018.

Жаменкеев Е. «Қазақтың домбырадағы әзіл күйлері». ¬¬¬¬– Алматы, 2019.

Жәкішева З. Қазақтың дәстүрлі музыкалық аспаптары. – Алматы, 2015. – 232 б.

Каракулов Б. Симметрия звукорядов казахской домбры // Музыкальная симметрия. – Алматы, 2019. – С. 288.

Жұбанов А. Ән-күй сапары. – Алматы: Ғылым, 1976.

Жүзбаев Ж. Шертпе күйдің төрт мектебі. – Астана, 2009. – 116.

Даукеева С. Философия музыки Абу Насра Мухаммеда аль-Фараби. – Алматы, 2002. – С. 352.

Бейсенбекұлы О. Сазды аспаптар сыры. – Алматы, 1994. – 128 б.

Әлиман Ж. Төбеде – Дәулетбек, Төрде – Қайролла... – Шет шұғыласы журналы (№27), 2020. – 4 б.

Ысқақов Б. Сарырақа саздары. – Алматы, 2007. – 440 б.

Мәңгілік сарын. Д. Сәдуақасұлы жайлы естеліктер мен фотошежіре. Құрастырып, баспаға әзірлеген Садуақасов М.

Утегалиева С. Тембро-регистровая модель звука в музыке тюркских народов центральной азии: условия формирования и общая характеристика // Музыка народов мира, Вып 1. – Алматы 2019. – С. 280.

Утегалиева С. Компьютерные исследования звукорядов казахской домбры // XXI ғасырдағы дәстүрлі музыкасы: Халықаралық конференциясы. – Алматы. – С. 7.

Утегалиева С. Хордофоны Центральной Азии. – Алматы, 2006. – С. 120.

Нуркенов Р. Сарыарқа күйшілік мектебінің кейбір ерекшеліктері (Т. Әсемқұловтың шығармашылығы негізінде). – Астана, 2018. – 5 б. 27. Есенұлы Айтжан. Күй – Тәңірдің күбірі. – Алматы.: Дайк-Пресс, 1996. – 208 б.

Sarymsakova A. «Žyr-kùj i A̋ n-kùj v dombrovoj tradicii kazahov». Monografiâ. – Almaty, tret’â redakciâ, 2021. – Р. 214.

Amanov B. Ž., Muhambetova A. I. «Kazahskaâ tradicionnaâ muzyka i XX vek». – Almaty: DajkPress, 2002. – Р. 544.

Alina A. «Arķa kùjlerìnìṇ oryndaušylyķ erekšelìkterì». Dissertaciâ.

Sejdìmbek A. «Ķazaķtyṇ kùj ônerì». Monografiâ. – Astana 2002. – 832 р.

A̋ semķұlov T. «Dombyraġa tìl bìtse: Ķazaķtyṇ bajyrġy muzykalyķ terminologiâsy haķynda». – «Žұldyz» žurnaly №5, 1989.

Ardabi M. «Saryarķa ķazaķtarynyṇ muzykalyķ-fol’klorlyķ mұrasy».

Ardabi M. «Šyṇžaṇdaġy ķazaķ dombyra kùjlerìnìṇ kôrkem-šyġarmašylyķ ta̋ žìribesì – ұlttyķ bìregejlìktì saķtau faktory retìnde». Kandidattyķ dissertaciâsy. – Almaty, 2018. – 153 р.

Vyzgo T.S. Muzykal’nye instrumenty Srednej Azii. – Moskva, 1980. – 239 р.

Muhambetova A., Amanov B. Kazahskaâ tradicionnaâ muzyka i XX vek. – Almaty: Dajk-Press, 2002. – Р. 544. 10. Karl Bajpaķov Ķazaķstannyṇ eželgì ķalalary. – Almaty: «Aruna», 2007. – 384 р.

Bekenov U. Kùj tabiġaty – Almaty; Ôner, 1981. – 174 р.

Mùptekeev B. «Žetìsudyṇ oṇtùstìk-šyġysyndaġy kùjšìlìk da̋ stùr». Kandidattyķ dissertaciâ. – Astana, 2018.

Žamenkeev E. «Ķazaķtyṇ dombyradaġy a̋ zìl kùjlerì». Almaty, 2019.

Ža̋ kìševa Z. Ķazaķtyṇ da̋ stùrlì muzykalyķ aspaptary. – Almaty, 2015. – 232 р.

Karakulov B. Simmetriâ zvukorâdov kazahskoj dombry // Muzykal’naâ simmetriâ. – Almaty, 2019. – Р. 288.

Žұbanov A. A̋ n-kùj sapary. – Almaty: Ġylym, 1976.

Žùzbaev Ž. Šertpe kùjdìṇ tôrt mektebì. – Astana, 2009. – Р. 116.

Daukeeva S. Filosofiâ muzyki Abu Nasra Muhammeda al’-Farabi. – Almaty, 2002. – Р. 352.

Bejsenbekұly O. Sazdy aspaptar syry. – Almaty, 1994. – 128 р.

A̋ liman Ž. Tôbede – Da̋ uletbek, Tôrde – Ķajrolla... – Šet šұġylasy žurnaly (№27), 2020. – 4 р.

Ysķaķov B. Saryraķa sazdary. – Almaty, 2007. – 440 р.

Ma̋ ṇgìlìk saryn. D. Sa̋ duaķasұly žajly estelìkter men fotošežìre. Ķұrastyryp, baspaġa әzìrlegen Saduaķasov M.

Utegalieva S. Tembro-registrovaâ model’ zvuka v muzyke tûrkskih narodov central’noj azii:

usloviâ formirovaniâ i obŝaâ harakteristika // Muzyka narodov mira, Vyp 1. – Almaty 2019. – Р. 280.

Utegalieva S. Komp’ûternye issledovaniâ zvukorâdov kazahskoj dombry // XXI ġasyrdaġy da̋ stùrlì muzykasy: Halyķaralyķ konferenciâsy. – Almaty. – Р. 7.

Utegalieva S. Hordofony Central’noj Azii. – Almaty, 2006. – Р. 120.

Nurkenov R. Saryarķa kùjšìlìk mektebìnìṇ kejbìr erekšelìkterì (T. A̋ semķұlovtyṇ šyġarmašylyġy negìzìnde). – Astana, 2018. – 5 р.

Esenұly Ajtžan. Kùj – Ta̋ ṇìrdìṇ kùbìrì. – Almaty.: Dajk-Press, 1996. – 208 р.