Информация о статье
Дата публикации статьи
2024-02-13
Страницы статьи
6-15
Раздел
Искусство и гуманитарные науки
Лицензия
Аннотация
Известно, что звукоряд традиционной домбры не укладывается в двенадцати темперированную звуковую последовательность. А до создания Казахского оркестра лады на домбрах располагались в каждом регионе по-разному. Поэтому рассмотрение системы домбр в каждом регионе позволит выявить регионально-ладовые особенности современной науки.
Цель предлагаемой статьи – выявить ладовые основы Аркинской домбровой музыки, рассмотрев систему ладков перевязок домбр данной локальной традиции. Научная методика предлагаемой статьи – сравнительно-теоретические и типологические методы исследования, основанные на принципах исследования ладовой системе домбровой музыки, изученной в трудах А. Жубанова, Б. Каракулова, описавшего проблему подвижных перне, и их обозначениях в традиции изложенных в статьях А. Токтаганова и Т. Асемкулова.
Saryn art and science journal. № 3 (36) 2022 |
Практические результаты исследовательской работы могут быть использованы в дисциплинах «История казахской музыки» и «История исполнительского искусства».
Сделаны следующие выводы:
- В ХІХ веке лады-перевязки Аркинской домбры колебались от 9 до 12 перне, а в ХХ в.
число перне начиналось от 12 и доходило до 19 перевязок;
- Между «h» и «c», «e» и «f» имелись дополнительно передвижные или называемые в народе «перне кашаган» перевязки.
- ХХ в. под влиянием оркестровых коллективов казахских народных инструментов на домбрах Магауии Хамзина и Даулетбека Садуакасова возникла хроматическая ладовая система домбр Арки.
Новизна данной статьи: она открывает путь к углубленному изучению региональных особенностей традиционной ладовой системы домбровой музыки. Научно-практические результаты представленной исследовательской работы свидетельствуют о том, что традиционные домбры не были темпераментными.
Ключевые слова
кюй
передвижные перне
Арка
домбра
казыкбау
иликбау
туйкбау
Список источников и References
Сарымсакова А. «Жыр-күй и Ән-күй в домбровой традиции казахов». Монография. – Алматы, третья редакция, 2021. – С. 214.
Аманов Б. Ж., Мухамбетова А. И. «Казахская традиционная музыка и XX век». – Алматы: ДайкПресс, 2002. – С. 544.
Алина А. «Арқа күйлерінің орындаушылық ерекшеліктері». Диссертация.
Сейдімбек А. «Қазақтың күй өнері». Монография. – Астана 2002. – 832 б.
Әсемқұлов Т. «Домбыраға тіл бітсе: Қазақтың байырғы музыкалық терминологиясы хақында». – «Жұлдыз» журналы №5, 1989.
Ардаби М. «Сарыарқа қазақтарының музыкалық-фольклорлық мұрасы».
Ардаби М. «Шыңжаңдағы қазақ домбыра күйлерінің көркем-шығармашылық тәжірибесі – ұлттық бірегейлікті сақтау факторы ретінде». Кандидаттық диссертациясы. – Алматы, 2018. – 153 б.
Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. – Москва, 1980. – 239 с.
Мухамбетова А., Аманов Б. Казахская традиционная музыка и XX век. – Алматы: Дайк-Пресс, 2002. – С. 544.
Карл Байпақов Қазақстанның ежелгі қалалары. – Алматы: «Аруна», 2007. – 384 б.
Бекенов У. Күй табиғаты – Алматы; Өнер, 1981. – 174 с.
Мүптекеев Б. «Жетісудың оңтүстік-шығысындағы күйшілік дәстүр». Кандидаттық диссертация. – Астана, 2018.
Жаменкеев Е. «Қазақтың домбырадағы әзіл күйлері». ¬¬¬¬– Алматы, 2019.
Жәкішева З. Қазақтың дәстүрлі музыкалық аспаптары. – Алматы, 2015. – 232 б.
Каракулов Б. Симметрия звукорядов казахской домбры // Музыкальная симметрия. – Алматы, 2019. – С. 288.
Жұбанов А. Ән-күй сапары. – Алматы: Ғылым, 1976.
Жүзбаев Ж. Шертпе күйдің төрт мектебі. – Астана, 2009. – 116.
Даукеева С. Философия музыки Абу Насра Мухаммеда аль-Фараби. – Алматы, 2002. – С. 352.
Бейсенбекұлы О. Сазды аспаптар сыры. – Алматы, 1994. – 128 б.
Әлиман Ж. Төбеде – Дәулетбек, Төрде – Қайролла... – Шет шұғыласы журналы (№27), 2020. – 4 б.
Ысқақов Б. Сарырақа саздары. – Алматы, 2007. – 440 б.
Мәңгілік сарын. Д. Сәдуақасұлы жайлы естеліктер мен фотошежіре. Құрастырып, баспаға әзірлеген Садуақасов М.
Утегалиева С. Тембро-регистровая модель звука в музыке тюркских народов центральной азии: условия формирования и общая характеристика // Музыка народов мира, Вып 1. – Алматы 2019. – С. 280.
Утегалиева С. Компьютерные исследования звукорядов казахской домбры // XXI ғасырдағы дәстүрлі музыкасы: Халықаралық конференциясы. – Алматы. – С. 7.
Утегалиева С. Хордофоны Центральной Азии. – Алматы, 2006. – С. 120.
Нуркенов Р. Сарыарқа күйшілік мектебінің кейбір ерекшеліктері (Т. Әсемқұловтың шығармашылығы негізінде). – Астана, 2018. – 5 б. 27. Есенұлы Айтжан. Күй – Тәңірдің күбірі. – Алматы.: Дайк-Пресс, 1996. – 208 б.
Sarymsakova A. «Žyr-kùj i A̋ n-kùj v dombrovoj tradicii kazahov». Monografiâ. – Almaty, tret’â redakciâ, 2021. – Р. 214.
Amanov B. Ž., Muhambetova A. I. «Kazahskaâ tradicionnaâ muzyka i XX vek». – Almaty: DajkPress, 2002. – Р. 544.
Alina A. «Arķa kùjlerìnìṇ oryndaušylyķ erekšelìkterì». Dissertaciâ.
Sejdìmbek A. «Ķazaķtyṇ kùj ônerì». Monografiâ. – Astana 2002. – 832 р.
A̋ semķұlov T. «Dombyraġa tìl bìtse: Ķazaķtyṇ bajyrġy muzykalyķ terminologiâsy haķynda». – «Žұldyz» žurnaly №5, 1989.
Ardabi M. «Saryarķa ķazaķtarynyṇ muzykalyķ-fol’klorlyķ mұrasy».
Ardabi M. «Šyṇžaṇdaġy ķazaķ dombyra kùjlerìnìṇ kôrkem-šyġarmašylyķ ta̋ žìribesì – ұlttyķ bìregejlìktì saķtau faktory retìnde». Kandidattyķ dissertaciâsy. – Almaty, 2018. – 153 р.
Vyzgo T.S. Muzykal’nye instrumenty Srednej Azii. – Moskva, 1980. – 239 р.
Muhambetova A., Amanov B. Kazahskaâ tradicionnaâ muzyka i XX vek. – Almaty: Dajk-Press, 2002. – Р. 544. 10. Karl Bajpaķov Ķazaķstannyṇ eželgì ķalalary. – Almaty: «Aruna», 2007. – 384 р.
Bekenov U. Kùj tabiġaty – Almaty; Ôner, 1981. – 174 р.
Mùptekeev B. «Žetìsudyṇ oṇtùstìk-šyġysyndaġy kùjšìlìk da̋ stùr». Kandidattyķ dissertaciâ. – Astana, 2018.
Žamenkeev E. «Ķazaķtyṇ dombyradaġy a̋ zìl kùjlerì». Almaty, 2019.
Ža̋ kìševa Z. Ķazaķtyṇ da̋ stùrlì muzykalyķ aspaptary. – Almaty, 2015. – 232 р.
Karakulov B. Simmetriâ zvukorâdov kazahskoj dombry // Muzykal’naâ simmetriâ. – Almaty, 2019. – Р. 288.
Žұbanov A. A̋ n-kùj sapary. – Almaty: Ġylym, 1976.
Žùzbaev Ž. Šertpe kùjdìṇ tôrt mektebì. – Astana, 2009. – Р. 116.
Daukeeva S. Filosofiâ muzyki Abu Nasra Muhammeda al’-Farabi. – Almaty, 2002. – Р. 352.
Bejsenbekұly O. Sazdy aspaptar syry. – Almaty, 1994. – 128 р.
A̋ liman Ž. Tôbede – Da̋ uletbek, Tôrde – Ķajrolla... – Šet šұġylasy žurnaly (№27), 2020. – 4 р.
Ysķaķov B. Saryraķa sazdary. – Almaty, 2007. – 440 р.
Ma̋ ṇgìlìk saryn. D. Sa̋ duaķasұly žajly estelìkter men fotošežìre. Ķұrastyryp, baspaġa әzìrlegen Saduaķasov M.
Utegalieva S. Tembro-registrovaâ model’ zvuka v muzyke tûrkskih narodov central’noj azii:
usloviâ formirovaniâ i obŝaâ harakteristika // Muzyka narodov mira, Vyp 1. – Almaty 2019. – Р. 280.
Utegalieva S. Komp’ûternye issledovaniâ zvukorâdov kazahskoj dombry // XXI ġasyrdaġy da̋ stùrlì muzykasy: Halyķaralyķ konferenciâsy. – Almaty. – Р. 7.
Utegalieva S. Hordofony Central’noj Azii. – Almaty, 2006. – Р. 120.
Nurkenov R. Saryarķa kùjšìlìk mektebìnìṇ kejbìr erekšelìkterì (T. A̋ semķұlovtyṇ šyġarmašylyġy negìzìnde). – Astana, 2018. – 5 р.
Esenұly Ajtžan. Kùj – Ta̋ ṇìrdìṇ kùbìrì. – Almaty.: Dajk-Press, 1996. – 208 р.