Японская композиторская школа второй половины ХХ – начала XXI века: представители и ведущие тенденции

Просмотры: 32

Поделиться:

Авторы

Эльвира Абдрахманова

												

Корреспондирующий автор

Магистрант кафедры духовых и ударных инструментов

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Тамара Джумалиева

												

Профессор кафедры музыковедения и композиции

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2023-12-13

Страницы статьи

11-20

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Статья посвящена современной японской композиторской школе середины ХХ-начала XXI века, занявшей одно из лидирующих мест в мировой музыкальной культуре. В ней доминирует стремление дать целостное и глубокое представление о среде и исторических культурных реалиях, в которых формировались композиторы этой генерации, представляющие два типа композиторов – «традиционалистов»   –   Дан   Икума,   Хасакава   Фумио,   Акира   Ифукубэ,   Нобуо   Тэрахара   и «западников» – Тору Такэмицу, Макото Морой, Акира Юяма, Юдзи Такахаши, Рио Нода, получивших образование во Франции, Германии, США, России, что обусловило своеобразие процесса развития академической музыки в Японии. Для авторов было важно, с одной стороны, рассмотреть ведущие тенденции современной профессиональной японской музыки на фоне раскрытия одной из основополагающих проблем музыкального искусства – взаимодействие национальных и общекультурных традиций, в частности, европейских – Эрик Сати, Оливье Мессиан, Карлхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис, Кшиштоф Пендерецкий, и американских – Эдгар Варез, Джон Кейдж, Аарон Копленд. С другой, показать сложный, многоступенчатый, но перспективный путь, потребовавший со стороны композиторов, как «авангардистов», так и «традиционалистов», изменить свои позиции, прийти к единому решению, позволившему начать строить новую музыкальную историю.

Ключевые слова

японская композиторская школа
японские композиторы
Дан Икума
Хасакава Фумио
Акира Ифукубэ
Нобуо Тэрахара
Тору Такэмицу
Макото Морой
Акира Юяма
Юдзи Такахаши
Рио Нода

Список источников и References

Dubrovskaâ M. Formirovanie âponskoj kompozitorskoj školy i tvorčeskaâ deâtel’nost’ Âmady Kosaku // Avtoreferat dis. dokt. isk. – Novosibirsk, 2005 – 60 p.

Akopân L. O. Pamâti Toru Takèmicu // L. O. Akopân // Muz. akad. 1997 – №3, pp. 221-223.

Nest’ev Nest’ev I. V. Tokio // Sovetskaâ muzyka. – 1974. – № 10, pp. 123-130.

Alpatova A. Aziatskij muzykal’nyj avangard: obrazy arhaiki v tvorčestve H. Masedy i T. Takèmicu // Muzykal’naâ akademiâ. 2010. № 2, pp. 154-158.

100 let so dnâ roždeniâ Džona Kejdža URL: http://www.lokatme.ru/mag/experience/experience- interview/178805-john-cage-100year [Data poslednego obraŝeniâ 6. 02.2023].

Kompozitor, dirižër, tvorec: interv’û s Hisaisi Dzë. https://konnichiwa.ru/4017/ [Data poslednego obraŝeniâ: 06.02.2023].

Grigorenko E. Džon Kejdž. Tvorčestvo. Ki1v.: «Muzična Ukraina», 2012. – 226 p.

Snežkova E. A. Tvorčestvo Takèmicu Toru v kontekste nacional’noj muzykal’noj kul’t8ury Âponii: na primere instrumental’nyh sočinenij. Avtoreferat na soiskanie učenoj stepeni kandidata iskusstvovedeniâ – Novosibirsk, 2007. – 30 p.

Ksenakis Ânis. Muzyka, sočinâemaâ s pomoŝ’û komp’ûtera // 100 kompozitorov HH veka (perevod s nemeckogo E. Rozovskoj). – Čelâbinsk, Izdatel’stvo «Ural LTD»,1999. p. 83.

Abdinurov A. Kšištof Mejer «Novoj muzykal’noj gazete» // Novaâ muzykal’naâ gazeta, 2000, № 9- 11. p.17.

Lihačev D.S. Razvitie russkoj literatury H-XVII vekov. – M., 1973. p. 21.

Gè Mèn. K voprosu o razvitii saksofonnogo iskusstva v Kitae v HH – načale HHI veka / Gè Mèn // Iskusstvo i kul’tura. – № 3(15). – 2014. – pp. 48-54.