Информация о статье
Дата публикации статьи
2023-09-26
Страницы статьи
76–90
Раздел
Искусство и гуманитарные науки
Лицензия
Аннотация
Электронная музыка, развивающаяся во всем мире уже более ста лет, в Казахстане формировалась преимущественно в рамках массовых жанров. Первые диджеи появились в клубах в последние десятилетия ХХ века, затем самые прогрессивные из них стали экспериментировать с различными музыкальными коллективами, в 2010-х открылись techno-клубы, стали организовываться специализированные фестивали и медиапроекты.
В академической музыке опыт взаимодействия с электронной музыкой и электронными музыкальными инструментами имеет единичные проявления. В статье на примере практического авторского опыта рассматриваются особенности таких медиапроектов, а также технологии управления ими.
В начале работы формулируется основной круг проблем, включающий вопросы художественной ценности и специфики media-art-проектов, выдвигается гипотеза о кураторе как центральной фигуре, наделяемой дополнительными функциями в случае взаимодействия с музыкой. Представляется суть междисциплинарного подхода, адаптирующая в данном случае методы таких отраслей знания, как искусствознание, менеджмент, музыковедение, культурология и др. Последовательность выполнения исследования опирается на методологию ведущих теоретиков истории и искусства, в числе которых Mario Kosta, Fred Forest, Oliver Grau. В статье приводится анализ конкретных media-art-проектов – Ethnotronica (2022), Музыка Осуществления 41 – МО 41, инклюзивный проект с Drake Music Scotland (Шотландия, 2021–2023). Все три проекта осуществлялись без государственного финансирования, являлись результатом работы независимых организаций, предполагали коллаборации с электронными музыкантами и современными технологиями, были реализованы под управлением нового типа менеджера – куратора, относятся к типу media-art-проектов, к экспериментальной сфере современной музыкальной культуры Казахстана. В качестве выводов работы предлагаются семь основных тезисов, обобщающих результаты исследования и обозначающих дальнейшие перспективы.
Ключевые слова
media-art-проект
Ethnotronica
МО 41
музыкальная инклюзия
Drake Music Scotland
куратор
кураторство
Список источников и References
Ferreira, L. N. Controlling Neural Language Models for Affective Music Composition: diss. … PhD in Computer Science / Lucas Ferreira. – Santa Cruz: University of California Santa Cruz, 2021. – 151 p. – [digital source] URL: https://escholarship.org/uc/item/437430f4 [access date: 30.07.2023].
Grau, O. Media Art Histories. – Cambridge: MIT Press, 2007. – 475 p. Grau, O. Virtual Art: From Illusion to Immersion. – London: MIT Press, 2003. – 431 p.
Jumaniyazova, R. A Kazakh “Gold Rush”: How Modern Nomads Sound // World Literature Today. – 2022. – PP. 10–14.
Kivijärvi, S. Applicability of an Applied Music Notation System: A Case Study of Figurenotes // International Journal of Music Education. – 2019. – No. 4. – Vol. 37. – PP. 654–666. – DOI: 10.1177/0255761419845475.
Джуманиязова, Р. К. Перспективы Grassroots проектов в музыкальном секторе креативных индустрий Казахстана // Central Asian Journal of Art Studies. – 2022. – Т. 7. – № 1. – С. 38–52. – DOI: 10.47940/cajas.v7i1.511.
Джуманиязова, Р. К.; Мылтыкбаева, М. Ш. Восточные концепты в современной камерно-инструментальной музыке (на примере репертуара ансамбля «Игеру») // Вестник Карагандинского университета. Серия Педагогика. – 2022. – № 1 (105). – С. 39–48. – DOI: 10.31489/2022Ped1/39–48.
Лысак, И. В. Междисциплинарность: преимущества и проблемы применения // Современные проблемы науки и образования. Сетевое издание. – 2016. – № 5. – 24.10.2016. [электронный ресурс] URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25376 [дата доступа: 15.08.23].
Меньшиков, Л. А. Мистер «Флюксус» и перипетии его биографии в истории авангарда второй половины ХХ века: американский период после 1963 года // Вестник Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. – 2016. – № 5 (46). – С. 88–96.
Негарестани, Реза. Работа нечеловеческого // Логос. – 2021. – Т. 31. – № 3 (142). [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-nechelovecheskogo [дата доступа: 20.08.23].
Смирнов, А. А. Педагогическая модель инклюзии в профессиональном музыкальном образовании // Музыкальное искусство и образование. – 2018. – № 4 (24). – С. 55–69.
References
Ferreira, L. N. Controlling Neural Language Models for Affective Music Composition: diss. … PhD in Computer Science / Lucas Ferreira. – Santa Cruz: University of California Santa Cruz, 2021. – 151 p. – [digital source] URL: https://escholarship.org/uc/item/437430f4 [access date: 30.07.2023].
Grau, O. Media Art Histories. – Cambridge: MIT Press, 2007. – 475 p.
Grau, O. Virtual Art: From Illusion to Immersion. – London: MIT Press, 2003. – 431 p.
Jumaniyazova, R. A Kazakh “Gold Rush”: How Modern Nomads Sound // World Literature Today. – 2022.– PP. 10–14.
Jumaniyazova, R. K. Perspektivy grassroots proyektov v muzykalnom sektore kreativnykh industriy Kazakhstana [orig. Russian: Perspectives of Grassroots Projects in the Music Sector of Creative Industries of Kazakhstan] // Central Asian Journal of Art Studies. – 2022. – Vol. 7. – No. 1. – PP. 38–52 – DOI:10.47940/cajas.v7i1.511.
Jumaniyazova, R. K.; Myltykbayeva. M. Sh. Vostochnyye kontsepty v sovremennoy kamerno-instrumentalnoy muzyke (na primere repertuara “Igeru” [orig. Russian: Oriental Concepts in Modern Chamber and Instrumental Music (On the Example of the “Igeru” Repertoire)] // Bulletin of Karaganda University. Series Pedagogics. – 2022. – No. 1 (105). – PP. 39–48 – DOI: 10.31489/2022Ped1/39–49.
Kivijärvi, S. Applicability of an Applied Music Notation System: A Case Study of Figurenotes // International Journal of Music Education. – 2019. – No. 4. – Vol. 37. – PP. 654–666. – DOI: 10.1177/0255761419845475.
Lyssak, I. V. Mezhdistsiplinarnost: preimushchestva i problemy primeneniya [orig. Russian: Interdisciplinarity: Advantages and Problems of Application] // Modern Problems of Science and Education. Network publication. – 2016. – No. 5. – 8 p. – [digital source] URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25376 [access date: 15.08.2023].
Menshikov, L. А. Mister “flyuksus” i peripetii yego biografii v istorii avangarda vtoroy poloviny KHKH veka: amerikanskiy period posle 1963 goda [orig. Russian: Mr. Fluxus and the Vicissitudes of His Biography in the History of the Avant-Garde of the Second Half of the Twentieth Century: The American Period after 1963] // Bulletin of Agrippina Vaganova Ballet Academy. – 2016. – No. 5 (46) – PP. 88–96.
Negarestani, R. Rabota nechelovecheskogo [orig. Russian: The Work Of the Inhuman] // Logos. – 2021. – Vol. 3 (142). [digital source] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-nechelovecheskogo [access date: 20.08.23].
Smirnov, А. А. Pedagogicheskaya model inklyuzii v professionalnom muzykalnom obrazovanii [orig. Russian: A Teaching Model of Inclusion In Professional Musical Education] // Musical Art and Education. – 2018. – Vol. 4 (24). – PP. 55–69.