Казахская народная музыка в саксофонных произведениях композиторов Казахстана

Просмотры: 94

Поделиться:

Скачать статью Английский

Авторы

Азамат Иманбаев

												

Корреспондирующий автор

Магистр искусств, докторант 2-го курса и старший преподаватель кафедры духовых и ударных инструментов

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

https://orcid.org/0009-0006-4000-928X

Галия Бегембетова

												

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры музыковедения и композиции

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

https://orcid.org/0000-0003-2402-4931

Информация о статье

Дата публикации статьи

2024-09-23

Страницы статьи

74–94

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Настоящая статья посвящена изучению саксофонных произведений казахстанских композиторов Артура Оренбургского, Алиби Абдинурова и Юлии Лебедевой, основанных на казахской народной музыке. Данные композиции стали важной частью исполнительской и педагогической практики саксофонистов Казахстана, их регулярно исполняют на крупных концертных площадках, фестивалях и конкурсах. Цель работы – изучить процесс создания сочинений, их роль в формировании национального репертуара и развитии исполнительской практики, а также выявить характерные черты стиля и техники исполнения.

Авторы применяют различные методы в исследовании: комплексный подход, включающий аналитический, исторический – сбор и изучение архивного материала; антропологический – беседы с казахстанскими композиторами и преподавателями класса саксофона Казахской национальной консерватории имени Курмангазы.

В ходе исследования были выявлены основные музыкальные характеристики саксофонных сочинений, соответствующие казахской традиционной музыке: метрическая свобода, импровизационность, уникальность ритма, формообразования и тембра. Изученные произведения представляют собой авторское переосмысление традиционных первоисточников посредством имитации ритмических элементов домбровой игры и характерного для народных духовых инструментов звукоизвлечения. Эти элементы определяют национальный колорит в музыке и могут рассматриваться как признаки «этнической идентичности».

С практической точки зрения данная работа, раскрывающая уникальные стилистические особенности и новые возможности использования саксофона в казахской музыкальной культуре, будет полезна музыкантам, преподавателям и исследователям, интересующимся синтезом народной и современной музыки.

 

Ключевые слова

саксофон
казахская народная музыка
композиторы Казахстана
национальный репертуар
исполнительство на саксофоне
произведение
национальный колорит

Список источников и References

Dokshizer, Timofei. Iz zapisnoi knizhki trubacha [From the Trumpeter’s Notebook]. Moscow, Kompozitor, 2008. (In Russian)

Imanbayev, Azamat. Conversation with Aleksandr Fedyanin. Almaty, 5 September 2023. Personal archive of A. Imanbayev. (In Russian)

Imanbaуev, Azamat, and Aizada Nussupova. “O koncerte dlya saksofona i duhovogo orkestra «From KZ» Yu. Lebedevoi” [“About the From KZ Concert for Saxophone and Brass Band by Yu. Lebedeva], Performing Arts: History, Methodology, proceedings of the international scientific and practical conference. April, 2019, Kurmangazy Kazakh National Conservatory. Almaty, Kurmangazy Kazakh National Conservatory, pp. 175–180. (In Russian)

Imanbaуev, Azamat. “Artur Orenburgskii: shtrihi k portretu kazahstanskogo kompozitora i pianista” [“Artur Orenburgsky: Touches to the Portrait of the Kazakh Composer and Pianist.”] Research Prospects: Musical Art through the Eyes of Young Scientists, materials of the first republican master’s readings. February, 2019, Kurmangazy Kazakh National Conservatory, Almaty, pp. 4–11. (In Russian)

Kazakstan kompozitorlarinin shigarmalari saksofon jane fortepianoga arnalgan [Works by Composers of Kazakhstan for Saxophone and Piano], compiled by P. Serebryannikov, Astana, 2012. (In Kazakh)

Medvedeva, Marina. “Aranjirovka kak vid tvorcheskoi deyatelnosti (K probleme obucheniya)” [“Arranging a Kind of Creative Activity (On the Problem of Learning)”]. Traditional Folklore, Modern Folk Choirs and Ensembles: collection by M. Medvedeva. Compiled and edited by Viktor Lapin, Leningrad, LGITMiK, (Folklore and Folklore studies, iss. 2), 1989, pp. 47–61. (In Russian)

Moura, Nádia, and Sofia Serra. “Saxophone Players’ Self-perceptions about Body Movement in Music Performing and Learning: An Interview Study.” Music Perception, vol. 41, no. 3, 2024, pp. 199–216. DOI: 10.1525/mp.2024.41.3.199.

Turchinskу, Boris. “Margarita Shaposhnikova: soedinyaya dushu s instrumentom” [“Margarita Shaposhnikova: Uniting Soul with the Instrument.”] Partita, www.partita.ru/articles/shaposhnikova.shtml. Accessed 24 March 24.

Ukshini, Enis, and Joris Dirckx. “Influence of Lip position, Lip Force and Blowing Pressure on the Tuning and Playability of an Alto Saxophone Mouthpiece.” Applied Acoustics, vol. 199, 2022. DOI: 10.1016/j.apacoust.2022.109011.

Ukshini, Enis, and Joris Dirckx. “Time-resolved Strain and Deformation Measurement on the Vibrating Saxophone Reed.” Strain, vol. 59, no. 3, 2023, рр. 1–14. DOI: 10.1111/str.12437.

Yerzakovich, Boris. “Vklad Abaya v kazakhskuyu muzyku.” [“Abai's Contribution to Kazakh Music.”] Aittym salem, kalas kas [Hello to You, Kalam Kas (Thin-Browed Girl)] by Abai Kunanbayev. Compiled by Boris Yerzakovich. Almaty, Oner, 1986, pp. 19–32. (In Kazakh)