Ориентализм в творчестве М. Балакирева

Просмотры: 29

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Рахат Муратали

												

Магистрант 2-го курса кафедры фортепиано

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2022-06-30

Страницы статьи

35-43

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Статья посвящена творчеству выдающегося русского композитора, пианиста, дирижера, педагога, критика, основателя Новой русской школы, – М.А. Балакирева. В центре изучения творческий облик и новаторство этого уникального творца, а также сложная и недостаточно исследованная проблема «музыкального ориентализма». Общеизвестно, что Балакирев в своих произведениях, с одной стороны, выступает как продолжатель этой новой и специфичной тенденции, сложившейся в русской музыке ХIХ века в творчестве А. Алябьева, М. Виельгорского, В. Одоевского, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Рубинштейна, А. Серова, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, С. Рахманинова, П. Чайковского. С другой, как создатель оригинальных произведений, в которых органично претворены свойства, присущие народной музыке (песня, танец) народов Кавказа и Поволжья, а также термина балакиревский Восток, вошедшего и закрепившегося в музыкальной науке. Представляя произведения Балакирева, связанные с восточной тематикой, относящиеся к разным жанрам и сферам (симфонические, фортепианные, камерно-вокальные опусы), главный акцент сделан на фортепианном шедевре русской и мировой фортепианной музыки ХIХ века – фантазии «Исламей». Анализируя восточную пьесу, стремимся показать плодотворный процесс освоения музыки кавказского и татарского народов, взаимодействие музыкальных культур Запада и Востока, а также метод работы с этим материалом, имеющим непреходящую ценность для представителей новых национальных композиторских школ.

Список источников и References

Герштейн Э.Г. Французский музыкальный экзотизм конца ХХ-ХХ веков, к проблеме взаимодействия культур Запада и Востока. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – М., 1995, с. 23.

Асафьев Б. В. Русская музыка. ХIХ и начало ХХ века. – Л., 1970, –344 c.

Рахимова Д. Ориентализм в музыке С. В. Рахманинова. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. – Санкт- Петербург, 2012. –19 с.

Слонимский С.М. Балакиреву посвящается // Сборник статей и материалов. Вып. 1. – Санкт- Петербург, 1998, с. 14.

Шостакович Д. Национальные традиции и закономерности их развития // Музыкальная культура народов. Традиции и современность. – М., 1973, с. 168.

Зайцева Т.А. Творческое становление Балакирева как художественный феномен русской культуры 1830- 1850-х гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. – Санкт- Петербург, 2000. – 36 с.

Gershtejn E'.G. Franczuzskij muzy'kal'ny'j e'kzotizm koncza XX-XX vekov, k probleme vzaimodejstviya kul'tur Zapada i Vostoka. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata iskusstvovedeniya. – M., 1995, р. 23.

Asaf'ev B. V. Russkaya muzy'ka. XIX i nachalo XX veka. – L., 1970, – 344 р.

Raximova D. Orientalizm v muzy'ke S. V. Raxmaninova. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchyonoj stepeni kandidata iskusstvovedeniya. – Sankt- Peterburg, 2012. –19 р.

Slonimskij S.M. Balakirevu posvyashhaetsya // Sbornik statej i materialov. Vy'p. 1. – Sankt- Peterburg, 1998, р. 14.

Shostakovich D. Nacional'ny'e tradicii i zakonomernosti ix razvitiya // Muzy'kal'naya kul'tura narodov. Tradicii i sovremennost'. – M., 1973, р. 168.

Zajceva T.A. Tvorcheskoe stanovlenie Balakireva kak xudozhestvenny'j fenomen russkoj kul'tury' 1830- 1850-x gg. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora iskusstvovedeniya. – Sankt- Peterburg, 2000. – 36 р.