Информация о статье
Дата публикации статьи
2022-09-30
Страницы статьи
61-68
Раздел
Искусство и гуманитарные науки
Лицензия
Аннотация
Культура струнных инструментов и скрипки в частности у различных народов никогда не рассматривалась в контексте целостной и многогранной системы объединенными общими факторами, такими как: психологическими, эстетическими, музыкально-художественными, духовными, фольклорными, символическими, этническими и пр. Нет работ комплексно и полноценно изучавшие струнные инструменты и скрипку как компоненты не только творческого процесса среди различных слоев населения, но и историко-движущее звено, а также скрипку как элемент материальной и духовной культуры, как инструмент объединяющий многие народы. Речь пойдет о скрипке как средстве воплощения музыкальных представлений народов Евразии являясь посредником в обрядовых действах в контексте постоянно трансформирующегося социокультурного статуса на разных этапах культурно-исторического процесса. В данной статье струнные инструменты, в частности скрипка представлены как элемент материальной и духовной культуры, вобравший в себя этнические особенности народов Евразии и объединяющее звено в постоянно трансформирующемся социокультурном статусе на разных этапах культурно-исторического процесса. Разнообразие и различие струнных инструментов в бытности славянских и азиатских стран, их уникальный симбиоз с европейскими инструментами в процессе создания скрипки, непосредственное участие в религиозно-духовном и светских культурных пространствах, а также востребованность на различных социально-структурных уровнях – все это немаловажные аспекты для определения культурологической значимости скрипки как инструмента объединяющего между собой многие народы.
Ключевые слова
скрипка
струнно-смычковые инструменты
этно-фольклорная принадлежность
струнные инструменты в историческом контексте
Список источников и References
Закс К. Систематика музыкальных инструментов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка; рус. перевод И.З.Алендера, ред. Е.В.Гиппиус. – М., 1987. – Ч.1.
Виолле-ле-Дюк Э.Э. Жизнь в средние века. СПБ., 1997.
Привалов Н.И. Тамбуровидные музыкальные инструменты Русского народа. Очерк их происхождения, появления на Руси и существования (добра, балалайка, лютня, кобза, бандура, торбан). Историческое исследование // Известия Петербургского общества музыкальных собраний. СПБ., 1905 Апрель-июнь., 1906 Февраль.
Привалов Н.И. Звончатые гусли на Руси // Музыка и пение. - 1908. -№7,8,10 и др.
Andersson О. The Bowed-Harp. - London, 1930.
Väisänen А.О. Kantele - ja jouhikko-sävelmiä. - Helsinki, 1928.
Nieminen, R. Jouhikko - The Bowed Lyre. Kansanmusiikki-institutin julkaisuja KIJ 61 / Juminkeon julkaisuja 61, 2007.
Bruford А. Gaelic folk-tales and mediaeval romances. - Dublin, 1969.
Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. М.-1972.
Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М.-1988.
Поветкин В.И. Новгород и Новгородская земля. Из музыкального обихода древних новгородцев // История и археология Новгорода. – Новгород, 2007. - №21.
Сузукей В.Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты. – Кызыл, 1989.
Сузукей В.Ю. Бурдонно-обертоновая основа традиционного инструментального музицирования тувинцев. – Кызыл, 1993.
Bachmann W. Die Anfäge des Streichinstrumentenspiels. – Leipzig, 1964.
Дончев С. Восточные параллели преславского и мадарского всадников и сведения о европейских гуннах // У истоков творчества. Первобытное искусство. – Новосибирск, 1978.
Дончев С. Писменноста на прабългарите и славянската азбука // Исторически переглед. – 1971, №2.
Привалов Н.И. Гудок – древнерусский народный, смычковый инструмент в связи со смычковыми инструментами других стран. Историко-этнографическое исследование. СПБ, 1904.
Sachs K. Sistematika muzykal’nyh instrumentov // Narodnye muzykal’nye instrumenty i instrumental’naâ muzyka; rus. perevod I.Z.Alendera, red. E.V.Gippius. – M., 1987. – Č.1.
Violle-le-Dûk È.È. Žizn’ v srednie veka. SPB., 1997.
Privalov N.I. Tamburovidnye muzykal’nye instrumenty Russkogo naroda. Očerk ih proishoždeniâ, poâvleniâ na Rusi i suŝestvovaniâ (dobra, balalajka, lûtnâ, kobza, bandura, torban). Istoričeskoe issledovanie // Izvestiâ Peterburgskogo obŝestva muzykal’nyh sobranij. SPB., 1905 Aprel’-iûn’., 1906 Fevral’.
Privalov N.I. Zvončatye gusli na Rusi // Muzyka i penie. - 1908. -№7,8,10 i dr.
Andersson O. The Bowed-Harp. - London, 1930.
Väisänen A.O. Kantele - ja jouhikko-sävelmiä. - Helsinki, 1928.
Nieminen, R. Jouhikko - The Bowed Lyre. Kansanmusiikki-institutin julkaisuja KIJ 61 / Juminkeon julkaisuja 61, 2007.
Bruford A. Gaelic folk-tales and mediaeval romances. - Dublin, 1969.
Darkevič V.P. Putâmi srednevekovyh masterov. M.-1972.
Darkevič V.P. Narodnaâ kul’tura srednevekov’â. M.-1988.
Povetkin V.I. Novgorod i Novgorodskaâ zemlâ. Iz muzykal’nogo obihoda drevnih novgorodcev // Istoriâ i arheologiâ Novgoroda. – Novgorod, 2007. - №21.
Suzukej V.Û. Tuvinskie tradicionnye muzykal’nye instrumenty. – Kyzyl, 1989.
Suzukej V.Û. Burdonno-obertonovaâ osnova tradicionnogo instrumental’nogo muzicirovaniâ tuvincev. – Kyzyl, 1993.
Bachmann W. Die Anfäge des Streichinstrumentenspiels. – Leipzig, 1964.
Dončev S. Vostočnye paralleli preslavskogo i madarskogo vsadnikov i svedeniâ o evropejskih gunnah // U istokov tvorčestva. Pervobytnoe iskusstvo. – Novosibirsk, 1978.
Dončev S. Pismennosta na prabʺlgarite i slavânskata azbuka // Istoričeski peregled. – 1971, №2.
Privalov N.I. Gudok – drevnerusskij narodnyj, smyčkovyj instrument v svâzi so smyčkovymi instrumentami drugih stran. Istoriko-ètnografičeskoe issledovanie. SPB, 1904.