«Исламей» М. А. Балакирева: некоторые аспекты восприятия и исполнения шедевра

Просмотры: 44

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Рахат Муратали

												

Магистрант 2-го курса кафедры фортепиано

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2024-02-23

Страницы статьи

44-51

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению ориентальной фортепианной фантазии «Исламей» выдающегося русского композитора второй половины XIX века М. А. Балакирева. Основное внимание направлено не только на историю создания, но и картину распространения этого шедевра русской и европейской фортепианной музыки, завоевавшего престижные концертные сцены России, Франции, Англии, Германии, Испании, США. В работе приведены разные мнения и оценки данного новаторского произведения, принадлежащие крупнейшим русским и зарубежным композиторам, музыковедам – П. Чайковскому, А. Бородину, Г. Ларошу, А.Фаминцыну, Ф. Листу, Г. Венявскому. Кроме того, внимание фокусируется на интерпретации восточной фантазии выдающимся современным пианистом Владимиром Горовицем, исполнение которого отличается уникальностью и смелым подходом к авторскому тексту. Раскрывая замысел композитора, подчеркивая свежесть и самобытность звучания цитируемых в сочинении подлинных народных тем, блестяще демонстрируя исполнение сложнейших виртуозных фрагментов, пианист одновременно вносит отдельные коррективы и изменения текста, не искажающие, на наш взгляд, художественную целостность и манеры балакиревского письма. В. Горовиц создает удивительный образец прочтения фортепианного шедевра, каковым по праву считается фантазия «Исламей», опережающая свое время. 

Ключевые слова

Исламей
Балакирев
Горовиц
исполнительская интерпретация

Список источников и References

Хаджиева М.Т. Из истории записи, изучения и публикации карачаево-балкарского музыкального фольклора // Motif Akademi Halkbilimi Dergisi / Cilt:9, Sayı:18 / 2016 (Temmuz - Aralık), s. 307-312

Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни 1844-1906.- СПб. : Тип. Глазунова, 1909. – 373 с.

Федякин С.Р. Мусоргский. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 160 с.

Зайцева Т.А. Милий Алексеевич Балакирев. Истоки. – СПб.: Сударыня, 2000. – 437 с.

Рахманинов С.В. Литературное наследие. В трех томах. Том III: Письма. – М.: Советский композитор, 1980. – 576 с.

Khadzhieva M.T. Iz istorii zapisi, izucheniia i publikatsii karachaevo-balkarskogo muzykalnogo folklora // Motif Akademi Halkbilimi Dergisi / Cilt:9, Sayı:18 / 2016 (Temmuz - Aralık), pp. 307-312

Rimskii-Korsakov N.A. Letopis moei muzykalnoi zhizni 1844-1906.- SPb. : Tip. Glazunova, 1909. – 373 p.

Fediakin S.R. Musorgskii. – M.: Molodaia gvardiia, 2009. – 160 p.

Zaitseva T.A. Milii Alekseevich Balakirev. Istoki. – SPb.: Sudarynia, 2000. – 437 p.

Rakhmaninov S.V. Literaturnoe nasledie. V trekh tomakh. Tom III: Pisma. – M.: Sovetskii kompozitor, 1980. – 576 p.