Особенности формирования живописи Центральной Азии – Абылхан Кастеев и Урал Тансыкбаев

Просмотры: 144

Поделиться:

Скачать статью

Авторы

Нигора Ахмедова

Доктор искусствоведения, академик Академии художеств Узбекистана, главный научный сотрудник отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Институт искусствознания Академии наук Республики Узбекистан

Узбекистан

https://orcid.org/0000-0001-7379-0689

Информация о статье

Дата публикации статьи

2024-03-22

Страницы статьи

31-48

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Статья посвящена специфике формирования живописи Казахстана и Узбекистана на первом этапе. Цель – раскрыть, как Абылхан Кастеев и Урал Тансыкбаев, первые национальные художники, отразили общие и особенные черты развития живописи региона. В задачи исследования входит анализ роли и влияния разных художественно-эстетических контекстов и традиционного мышления на особенности развития казахской и узбекской живописи; актуализируется вопрос о роли идеологического фактора в художественных процессах в искусстве прошлой эпохи.

В ракурсе заявленной темы, связанной с вопросами формирования нового типа культуры в регионе, а также межцивилизационного взаимодействия, методологическая база исследования опирается на комплекс теоретических разработок по проблемам взаимодействия культур, теорию «культурного трансфера». Сравнительно-типологический анализ и модернистский дискурс применены для раскрытия особенностей генезиса изобразительного искусства региона как отказ от старой традиционной системы искусства в процессе утверждения новой европейской модели.

В заключении статьи обосновано, что особенности историко-культурного контекста первых десятилетий ХХ века определили динамику развития каждой национальной школы; обращено внимание, что на протяжении многих веков принципы адаптации, взаимодействия, диалога самых разных художественных влияний были в основе развития Центральной Азии, которые в рамках своего времени смогли развить А. Кастеев и У. Тансыкбаев.

По итогам исследования можно сделать вывод, что, адаптируясь к историко-культурному контексту, каждая национальная школа формировалась по самостоятельной логике: у Абылхана Кастеева как постепенное восприятие европейских форм искусства, в котором важным было овладение натурным методом. Урал Тансыкбаев сразу начал с пластических исканий модернизма, а не привычно – «от робкого ученика к шедеврам».

Ключевые слова

живопись
традиции
национальная живопись
Казахстан
Узбекистан
авангард
неопримитивизм
реализм

Список источников и References

Абылхан Кастеев. Альбом. Главный ред. Еркiн Нұразхан. Алматы, Онер, 2004. 160 с.

Авангард, остановленный на бегу. Альбом. Авторы-составители С. М. Турутина и др., авторы статей Евгений Ковтун и др., редактор Мария Григорьева. Ленинград, Аврора, 1989. 275 с.

Ахмедова, Нигора. «Узбекистанский авангард: опыт типологической интерпретации». Central Asian Journal of Art Studies, т. 6, № 2, 2021, с. 140–152. DOI: 10.47940/cajas.v6i2.440.

Ахмедова, Нигора. Живопись Центральной Азии ХХ века: традиции, самобытность, диалог. Ташкент, [б. и.], 2004. 224 с.

Барманкулова, Баян. История искусств Казахстана: очерки. В 3-х т. Том 2. Алматы, Онер, 2004. 530 с.

Бахтин, Михаил. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Москва, Художественная литература, 1990. 543 с.

Вандровская, Елена. Абылхан Кастеев. Москва, Советский художник, 1955. 61 с.

Веймарн, Борис. Урал Тансыкбаев. Москва, Советский художник, 1958. 59 с.

Гройс, Борис. «Стиль Сталин». Гройс, Борис. Утопия и обмен. Москва, Знак, 1993. 376 с.

Деготь, Екатерина. Проблема модернизма в русском и советском искусстве. 2004. Российский институт культурологии МК РФ, автореферат кандидатской диссертации, www.new-disser.ru/_avtoreferats/01002738848.pdf. Дата доступа 25 декабря 2023. 28 с.

Искусство Советского Узбекистана.1917–1972. Сборник статей. Научный редактор Лазарь Ремпель. Москва, Советский художник, 1976. 607 с.

Лихачев, Дмитрий. Развитие русской литературы Х–ХVII веков. Эпохи и стили. Ленинград, Наука, 1979. 381 с.

Мастера изобразительного искусства Казахстана. Сборник. Авторы статей Гуль-Чара Сарыкулова и др. Алма-Ата, Наука, 1972, с. 17–27.

Нурланова, Канат. Человек и мир: казахская национальная идея. – Алматы, Қаржы-Қаражат, 1994. 47 с.

Ремпель, Лазарь. Мои современники. Ташкент, Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1992. 422 с.

Тансыкбаев, Урал. Избранные произведения. Альбом. Автор вступительной статьи и составитель Нигора Ахмедова. Москва, Советский художник, 1988.

Туркестанский авангард. Каталог выставки. Москва, Государственный музей Востока, 2009. 224 с.

Турчин, Валерий. «Неокомпаративизм: история и метод». Вопросы искусствознания, № 2–3, 1994, с. 164–174.

Урал Тансыкбаев. Альбом. Составители Байтурсын Омирбеков и Елизавета Ким, автор вступительной статьи Елизавета Ким. Алматы, Онер, 2004. 208 с.

Художник и эпоха. А. Кастеев и изобразительное искусство Центральной Азии ХІХ–ХХ вв. Сборник докладов. Материалы Международной научной конференции к 100-летию со дня рождения Абылхана Кастеева. Государственный музей искусств имени А. Кастеева. Редкол.: Б. Е. Уморбеков и др. Алматы, [б. и.], 2004. 151 с.

Чепелев, Владимир. Искусство Советского Узбекистана. Ленинград, Издательство Ленинградского областного союза советских художников,1935. 176 с.

Шукуров, Шариф. Искусство средневекового Ирана. Москва, Наука, 1989. 247 с.

Эспань, Мишель. История цивилизаций как культурный трансфер. Перевод с французского и вступительная статья Екатерины Дмитриевой, под общей редакцией Екатерины Дмитриевой. Москва, Новое литературное обозрение, 2018. 816 с.

References

Abylkhan Kasteyev (1904–1974). Album. Edited by Erkin Nurazkhan. Almaty, Oner, 2004, 100 p. (In Russian)

Akhmedova, Nigora. “Ural Tansykbayev (1904–1974).” Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow, Soviet Artist, 1988. (In Russian)

Akhmedova, Nigora. “Uzbek Avant-garde: the Experience of Typological Interpretation.” Central Asian Journal of Art Studies, vol. 6, no. 2, 2021, pp. 140–152. DOI: 10.47940/cajas.v6i2.440. (In Russian)

Akhmedova, Nigora. Zhivopis Czentralnoj Azii XX veka: tradiczii, samobytnost, dialog. [Painting of Central Asia of the XXth Century: Traditions, Identity, Dialogue]. Tashkent, 2004, 224 p. (In Russian)

Avangard, ostanovlennyj na begu: Albom [Avant-garde, Stopped on the Run]: Album. Compiled by Svetlana Turutina, et al., authorial articles by Yevgeniy Kovtun, et al., edited by Mariya Grigoryeva. Leningrad, Avrora, 1989. (In Russian)

Bakhtin, Mikhail. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kultura Srednevekovya i Renessansa [The Work of Francois Rabelais and the Folk Culture of the Middle Ages and Renaissance]. Moscow, 1990, 543 p. (In Russian)

Barmankulova, Bayan. “Istoriya iskusstv Kazakhstana” [“The Art History of Kazakhstan.”]. Ocherki. 11 tom. XIX–XX vek [Essays. 11 vol. X1X–XX centuries]. Almaty, 2004, 530 p. (In Russian)

Chepelev, Vladimir. Iskusstvo Sovetskogo Uzbekistana [The Art of Soviet Uzbekistan]. Leningrad, LOSKH, 1935.

Degot, Ekaterina. Problema modernizma v russkom i sovetskom iskusstve: avtoreferat [The Problem of Modernism in Russian and Soviet Art: Abstract]. 2004, Moscow, Russian Institute of Cultural Studies of the Ministry of Culture of the Russian Federation, PhD thesis’s abstract, www.new-disser.ru/_avtoreferats/01002738848.pdf. Access date 25 December 2023, 28 p. (In Russian)

Espagne, Michel. Istoriya czivilizaczij kak kulturnyj transfer [The History of Civilizations as a Cultural Transfer]. Transl. from French, edited by Yekaterina Dmitriyeva. Moscow, New Literary Review, 2018, 816 p. (In Russian)

Groys, Boris. “Stil Stalin.” [“Stalin Style.”] Utopiya i obmen [Utopia and Exchange]. Moscow, Znak, 1993. (In Russian)

Iskusstvo Sovetskogo Uzbekistana. 1917–1972 [The Art of Soviet Uzbekistan. 1917–1972]. Authorial articles by Valentina Dolinskaya, et al., edited by Lazar Rempel. Moscow, Soviet Artist, 1976. (In Russian)

Khudozhnik i epokha. A. Kasteev i izobrazitelnoe iskusstvo Czentralnoj Azii Х1Х–ХХ vv. [The Artist and the Epoch. A. Kasteyev and the Fine Arts of Central Asia in X1X–XX centuries]. Sbornik dokladov [Collection of Reports]. Materials of the International Scientific Conference dedicated to the 100th anniversary of Abylkhan Kasteyev. The A. Kasteyev State Museum of Arts. Edited by Baitursyn Umorbekov. Almaty, 2004, 151 p. (In Russian)

Likhachev, Dmitriy. Razvitie russkoj literatury X–XVII vv., epokhi i stili [The development of Russian Literature of the X–XVII Century, Epochs and Styles]. Leningrad, Nauka, 1979, 381 p. (In Russian)

Mastera izobrazitelnogo iskusstva Kazakhstana [Masters of Fine Arts of Kazakhstan]. Authorial articles by Gul-Chara Sarykulova, et al. Alma-Ata, Nauka, 1972, pp. 17–27. (In Russian)

Nurlanova, Kanat. Chelovek i mir: Kazakhskaya naczionalnaya ideya [Man and the World: The Kazakh National Idea]. Almaty, Karzhik-karazhat, 1994, 47 p. (In Russian)

Rempel, Lazar. Moi sovremenniki [My Contemporaries]. Tashkent, Gafur Gulyam publishing house, 1992, 422 p. (In Russian)

Shukurov, Sharif. Iskusstvo srednevekovogo Irana [The Art of Medieval Iran]. Moscow, Nauka, 1989, 247 p. (In Russian)

Turchin, Valeriy. “Neokomparativizm: istoriya i metod.” [“Neocomparativism: History and Method.”] Voprosy iskusstvoznaniya [Questions of Art History], no. 2–3, 1994, pp. 164–174.

Turkestanskij avangard. [The Turkestan Avant-garde]. Katalog vystavki [Exhibition catalog]. Moscow, The State Museum of the East, 2009. (In Russian)

Ural Tansykbayev (1904–1974). Album. Compiled by Baitursyn Omirbekov, and Yelizaveta Kim, aut. article by Yelizaveta Kim. Almaty, Oner, 2004, 208 p. (In Russian)

Vandrovskaya, Elena. Abylkhan Kasteyev. Moscow, Soviet Artist, 1955. (In Russian)

Weimarn, Boris. Ural Tansykbayev. Moscow, Soviet Artist, 1958. (In Russian)