Особенности трактовки цикла в мировой и казахстанской фортепианной музыке для детей

Просмотры: 35

Поделиться:

Скачать статью Английский

Авторы

Динара Токмурзиева

												

Корреспондирующий автор

Докторант 2-го года обучения кафедры специального фортепиано 

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

https://orcid.org/0009-0005-1000-5475

Гульнар Абдрахман

												

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры музыковедения и композиции, проректор по академическим вопросам 

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

https://orcid.org/0000-0001-9803-0969

Информация о статье

Дата публикации статьи

2025-03-22

Страницы статьи

17–36

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

В центре внимания статьи – фортепианные циклы для детей как область композиторского творчества, обладающая специфическими свойствами, обусловленными направленностью на детское восприятие и исполнение. Актуальность темы определяется значимостью и большим удельным весом таких циклических фортепианных произведений в концертно-педагогической практике при том, что специальные теоретические исследования, рассматривающие особенности композиторской трактовки детских циклов в широком культурно-историческом дискурсе, до сих пор не предпринимались. В качестве материала исследования привлечены как известные в мировой музыке фортепианные циклы для детей Роберта Шумана, Петра Чайковского, Ференца Листа, Софии Губайдулиной, так и не изучавшиеся произведения казахстанских композиторов, в творчестве которых это направление представлено достаточно широко и разнообразно.

Изучение специфики трактовки детского фортепианного цикла в статье основывается на музыкально-историческом и музыкально-теоретическом подходах, сравнительном анализе, позволивших выявить ключевые особенности художественного выражения и структурные закономерности детских фортепианных циклов. Предпринятый историко-культурный обзор изучаемого творческого явления от барокко до наших дней позволил выявить важность периода романтизма в эволюции детского фортепианного цикла, когда рождаются произведения, обладающие ярко выраженными индивидуально-авторскими чертами. Используя литературоведческую терминологию, авторы исследования предлагают обозначать их «авторскими» циклами, для которых свойственны наличие сквозной идеи, внутренние смысловые связи между частями, тенденции к жанровому переосмыслению. В работе показано, что музыкальная практика ХХ – первой четверти XXI столетия развивает эту романтическую традицию и предлагает многообразие «авторских» вариантов видения детского фортепианного цикла как концептуального целого. Наряду с этим новое время приносит в фортепианную музыку для детей важные изменения, связанные с переосмыслением и расширением композиционных техник, включением дополнительных, вкладываемых композиторами смысловых функций, отражающихся на трактовке цикла. В современном композиторском творчестве детские циклы преодолевают узкие рамки дидактической направленности и нередко решают просветительские задачи, трансформируясь в средство идеологического воспитания подрастающего поколения.

Результаты работы подчеркивают универсальность, многофункциональность и большое разнообразие детских фортепианных циклов, а также необходимость дальнейшего их изучения с привлечением новых музыкальных композиций, принадлежащих разным национальным культурам. Это позволит не только углубить теоретическое понимание рассматриваемого феномена, но и обогатить концертный и педагогический репертуар новыми произведениями.

Ключевые слова

трактовка цикла
фортепианный цикл для детей
«авторские» циклы
фортепианная музыка
жанровое переосмысление
идеологическое воспитание

Список источников и References

Chernyak, Yelena. “Detskiy portret v yevropeyskoy zhivopisi XV–XVI vv.” [“Children’s Portrait in European Painting of the XV–XVI Centuries.”] Vestnik Moskovskogo universiteta. Series 8. History, no. 3, 2010, pp. 96–108. (In Russian)

Fomenko, Igor. Poetika liricheskogo tsikla [The Poetics of the Lyric Cycle]. 1990, Moscow State University, Doctoral thesis’s abstract, cheloveknauka.com/v/391752/a?#?page=1. Accessed 2 January 2025. (In Russian)

Ganina, Svetlana. “Fenomen detstva v muzykalnoy culture XIX v.” [“The Phenomenon of Childhood in 19th Century Musical Culture.”] Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kultury i iskusstv, vol. 29, no. 1, 2012, pp. 128–132. (In Russian)

Genebart, Olga. “Zametki o ‘Karnavale’ R. Shumana.” [“Notes on Schumann’s ‘Carnival’.”] Days of Germany in Tambov 2015. Culture and Art of Germany, proceedings of VIII International Scientific Online Conference, Tambov State Musical Pedagogical Institute, 2015, rachmaninov.ru/assets/uploads/konf/dgt_2015/genebart-o-v.pdf. Accessed 21 February 2025. (In Russian)

Kadatskaya, Darya. “Termin ‘tsikl’ v otechestvennom literaturovedenii.” [“The Term ‘Cycle’ in Russian Literary Studies.”] Molodoy uchenyi, vol. 156, no. 22, 2017, pp. 473–478, moluch.ru/archive/156/44174/. Accessed 15 December 2024. (In Russian)

Kapustina, Yuliya. “Leitmotiv vody kak sposob tsikloobrazovaniya v lirike Mikhaila Kuzmina.” [“Leitmotif of Water as a Way of Cycle Formation in Mikhail Kuzmin’s Lyric Poetry.”] Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki, vol. 15, no. 3, 2022, pp. 648–652. DOI: 10.30853/phil20220122. (In Russian)

Kazakhskiy muzykalnyy folklor: Muzykalno-etnograficheskiy sbornik [Kazakh Musical Folklore: Musical-Ethnographic Collection]. Edited by Boris Yerzakovich, et al. Alma-Ata, Nauka, 1982. (In Russian)

Kengliang, Sun. “Nesonatnyye tsiklicheskiye formy: k probleme kataloga v zapadnoyevropeyskoy muzyke pervoy poloviny XX veka.” [“Non-Sonata Cyclic Forms: To the Issue of Catalogue in West European Music of the First Half of the 20th Century.”] Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, no. 131, 2011, pp. 300–310. (In Russian)

Kuzbakova, Gulnara. Kazakhskaya obryadovaya pesnya. Ritmicheskaya struktura i semantika [Kazakh Ritual Song. Rhythmic Structure and Semantics]. Astana, MasterPO, 2012. (In Russian)

Lebedeva, Viktoriya. “Detskiy programnyy fortepiannyy tsikl v russkoy muzyke.” [“Children’s Programmatic Piano Cycle in Russian Music.”] Muzykalnaya akademiya, no. 1, 2008, pp. 181–190. (In Russian)

Lesovichenko, Andrey. “Detskaya muzyka kak fenomen muzykalnoy kultury i yeye osvoyeniye v usloviyakh pedagogicheskogo vuza i kolledzha.” [“Children’s Music as a Phenomenon of Musical Culture and Its Development in Pedagogical Universities and Colleges.”] Muzykalnoye iskusstvo i obrazovaniye, no. 3, 2013, pp. 100–105. (In Russian)

Milstein, Yakov. F. Liszt. Vol. 1, Moscow, Gosmuzizdat, 1956. (In Russian)

Mouritsen, Flemming. “Child Culture – Play Culture.” Childhood and Children’s Culture, edited by Flemming Mouritsen and Jens Qvortrup, Odense, University Press of Southern Denmark, 2002, pp. 14–42.

Nedlina, Valeriya. “Kulturnyye determinanty natsionalnogo stilya (na primere kazakhskoy akademicheskoy muzyki).” [“Cultural Determinants of the National Style (On the Example of Kazakh Academic Music).”] Muzykalnoye iskusstvo Yevrazii. Traditsii i sovremennost, vol. 4, no. 3, 2021, pp. 25–39. DOI: 10.26176/MAETAM.2021.4.3.003. (In Russian)

Ryzhkova, Irina. “Nekotoryye osobennosti ispolneniya starinnoy klavirnoy muzyki (na primere izucheniya ‘Notnoy tetradi Anny Magdaleny Bakh’).” [“Some Features of Performing Early Keyboard Music (Based on the Study of the ‘Notebook for Anna Magdalena Bach’).”] Prodlenka, 3 March 2016, prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/190735-nekotorye-osobennosti-ispolnenija-starinnoj-k. Accessed 2 January 2025. (In Russian)

Titova, Svetlana. “Fortepiannyy tsikl dlya detey vtoroy poloviny XX veka (na primere khudozhestvennogo yazyka i kompozitsii «Muzykalnykh igrushek» S. A. Gubaydulinoy).” [“Children’s Piano Cycle of the Second Half of the 20th Century (On the Example of S. A. Gubaidulina’s ‘Musical Toys’).”] Molodoy uchenyi, vol. 42, no. 7, 2012, pp. 353–355, moluch.ru/archive/42/5064/. Accessed 3 December 2024. (In Russian)

Titova, Svetlana. “Fortepiannyy tsikl F. Lista ‘Rozhdestvenskaya yolka’.” [“The Piano Cycle by F. Liszt ‘The Christmas Tree’.”] Molodoy uchenyi, vol. 42, no. 7, 2012, pp. 351–353. moluch.ru/archive/42/5065/. Accessed 2 January 2025. (In Russian)

Tokmurziyeva, Dinara, and Gulnar Abdirakhman. “The Phenomenon of Cyclicality and Its Expressions in Music.” Central Asian Journal of Art Studies, vol. 9, no. 2, 2024, pp. 95–118. DOI: 10.47940/cajas.v9i2.879. (In Russian)

Vestad, Ingeborg Lunde. “Introduction: Children’s Music – An Emerging Field of Research.” Nordic Journal of Art & Research, vol. 6, no. 2, 2017. DOI: 10.7577/information.v6i2.2274.

Zhitomirskiy, Daniel. Robert Schumann: Ocherk zhizni i tvorchestva [Robert Schumann: An Essay on His Life and Work]. Moscow, Muzyka, 1964. (In Russian)