Музыкальные инструменты XVII-XVIII веков в рамках изучения музыки клавира Баха

Просмотры: 49

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Гюльнара Нурланова

												

Профессор кафедры фортепиано

Казахская национальная консерватория им. Курмангазы

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2020-06-30

Страницы статьи

27-34

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

В статье рассматриваются отдельные аспекты профессионального образования пианистов в музыкальных учебных заведениях, связанные с изучением клавирных сочинений И.С. Баха. Также, предлагаются к рассмотрению возможности решения задач стилистически выверенной трактовки произведений композитора и преодоления устоявшихся романтических традиций их интерпретации.
Приведённые описания конструктивных особенностей и характера звучания старинных клавишных музыкальных инструментов – клавикорда, клавесина и ранних образцов молоточковых клавиров, а также исторические и биографические сведения о жизни и творчестве Баха, служат отправной точкой для рассуждений и рекомендаций, касающихся работы над его клавирными произведениями. В качестве приоритета рассматриваются вопросы выявления архитектоники изучаемых произведений и выстраивание их динамического плана с учётом устройства старинных инструментов, их технических и звуковых возможностей.
Наряду с этим, в статье даются краткие характеристики органа и основные принципы его звукообразования, на основании которых указываются как различия, так и общие признаки клавишных инструментов эпохи барокко. Предлагается также метод поиска артикуляционных решений в многоголосной клавирной фактуре по аналогии с движениями и сменами смычка у струнных инструментов. При этом рассматриваются и различия их строения в сравнении с современными инструментами.

Ключевые слова

клавесин
ұрмалы клавир
орган
рояль
виола
виола да гамба
клавикорд

Список источников и References

Алексеев А. История фортепианного искусства, части 1 и 2, «Музыка», Москва 1988 г.;

Документы жизни и деятельности Иоганна Себастиана Баха, сост. Шульце Х-Й, «Музыка», Москва 1980 г.;

Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе, «Музыка», Ленинград 1988 г.;

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года, книга первая «От Античности к XVIII веку, «Музыка», Москва 1986 г.;

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года, том второй «XVIII век», «Музыка», Москва 1982 г.;

Несипбаев А. Цикл лекций о строении органа, рукопись, 2020 г.;

Нурланова Г. Некоторые аспекты работы над полифонией И.С.Баха, ст. в сб. Проблемы интерпретации и фортепианного исполнительства, Алматы 2010 г.;

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах, Классика-XXI, Москва 2004 г.;

Bach Werke Verzeichnis, Breitkopf7&Hӓrtel, Wiesbaden-Leipzig-Paris, 1998 г.

Alekseev A. Istoriya fortepiannogo iskusstva, chasti 1 i 2, «Muzyka», Moskva 1988.

Dokumenty zhizni i deyatel'nosti Ioganna Sebastiana Baha, sost. Shul'ce H-J, «Muzyka», Moskva 1980.

Kalinina N. Klavirnaya muzyka Baha v fortepiannom klasse, «Muzyka», Leningrad 1988.

Livanova T. Istoriya zapadnoevropejskoj muzyki do 1789 goda, kniga pervaya «Ot Antichnosti k XVIII veku, «Muzyka», Moskva 1986.

Livanova T. Istoriya zapadnoevropejskoj muzyki do 1789 goda, tom vtoroj «XVIII vek», «Muzyka», Moskva 1982.

Nesipbaev A. Cikl lekcij o stroenii organa, rukopis', 2020.

Nurlanova G. Nekotorye aspekty raboty nad polifoniej I.S.Baha, st. v sb. Problemy interpretacii i fortepiannogo ispolnitel'stva, Almaty 2010.

Shvejcer A. Iogann Sebast'yan Bah, Klassika-XXI, Moskva 2004.

Bach Werke Verzeichnis, Breitkopf7&Hӓrtel, Wiesbaden-Leipzig-Paris, 1998 .