Семиотика коммуникации в цифровом арт-пространстве Казахстана (на материале выставок городов Астаны и Алматы)

Просмотры: 32

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Балжан Нурбосынова

												

Докторант 2-го курса кафедры арт-менеджмента и искусствоведения

Казахская национальная академия хореографии

Казахстан

https://orcid.org/0009-0003-4955-0935

Информация о статье

Дата публикации статьи

2024-09-08

Страницы статьи

81–110

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Исследование посвящено изучению семиотики коммуникации на казахстанских арт-площадках цифрового визуального искусства в Астане и Алматы. Эмпирический анализ материала выставок, посещенных весной и летом 2024 года, подтверждает положения концепции семиотической коммуникации, положенной в основу данной работы.

Цель данной статьи – провести семиотический анализ коммуникационных процессов на выставочных площадках цифрового визуального искусства Казахстана и оценить значение знаков искусства в процессе обмена культурной информацией.

Статья основывается на концепции семиотики коммуникаций (Юрий Лотман). Гипотеза: процесс культурной коммуникации цифровой эпохи активизирует семантическое, синтаксическое и прагматическое наполнение образов визуального искусства.

Эмпирическая часть исследования, основанная на музейных выставках, мультимедийных проектах, работах цифровых художников, фокусирует внимание на особенности информационного обмена между зрителем, художником и его творением; выделяет и классифицирует типы знаков, на которых строится коммуникация, предлагает интерпретации с позиции семантической трактовки образа. Использованы методы диахронического анализа, сплошной выборки объектов, наблюдения, описания, типологизации и интерпретации данных. В качестве результатов представлены наблюдения, демонстрирующие динамику и направление арт-коммуникаций, использующих цифровые технологии. Автор отмечает изменение и расширение семантического ряда художественных образов современного искусства Казахстана, активную работу цифровых художников и кураторов над сочетанием форм и материалов традиционного искусства и цифровых технологий (синтактика художественной конструкции). В статье показано изменение прагматики коммуникации, вскрывающей тенденцию на пробуждение активной гражданской позиции художника.

Ценность материала – в иллюстрировании позитивных процессов в современном искусстве Казахстана. Однако автор обращает внимание на проблемные аспекты: недостаточную информированность потребителя о содержании цифрового искусства, отсутствие платформ, объединяющих произведения цифровых художников, и открытых диалоговых площадок для критического разбора нового цифрового визуального искусства.

Ключевые слова

цифровое искусство
коммуникации
семиотика
выставки
современное искусство Казахстана

Список источников и References

Список источников

Балкинд, Елена, и Ирина Карпова. «Изобразительное искусство: семиотические основы коммуникативных процессов». Научные ведомости БелГУ. Серия Философия. Социология. Право, вып. 39, № 3 (252), 2017, с. 48–53.

Исенбаева, Галина. «О семиозисе как необходимом условии рационалистического понимания». Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение, вып. 35, № 30 (168), 2009, с. 102–106.

Лотман, Юрий. Статьи по семиотике культуры и искусства. Санкт-Петербург, Академический проект, 2002, 544 с.

Новоселов, Виктор. «Проблема интерпретации знака и неограниченный семиозис». Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, Грамота, № 8 (ч. 2), 2011, с. 160–163, www.gramota.net/materials/3/2011/8-2/43.html. Дата доступа 5 августа 2024.

Окладникова, Елена. «Семиозис музейного предмета». Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, www.lib.kunstkamera.ru/files/lib/5-88431-126-6/5-88431-126-6_19.pdf. Дата доступа 7 августа 2024.

Оразбекова, Айнур. «Искусство прошлого на экранах будущего: Каталог к 120-летию Кастеева презентовали в Алматы». Newtimes.kz, 2 июня 2024, www.newtimes.kz/mneniya/189116-iskusstvo-proshlogo-na-ekranakh-budushchego-katalog-k-120-letiiu-kasteeva-prezentovali-v-almaty. Дата доступа 7 августа 2024.

Прохожев, Олег. Визуальные коммуникации в историческом и культурном аспекте: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2019, 114 c. Текст: электронный. Цифровой образовательный ресурс IPR SMART, www.iprbookshop.ru/107366.html. Дата доступа 3 августа 2024.

Розин, Вадим. «Семиозис несемиотических образований (символов, схем, икон, произведений искусства)». Культура и искусство, № 6, 2020, с. 29–37. DOI: 10.7256/2454-0625.2020.6.33084.

Санников, Сергей. «К проблеме знака и семиозиса». Научное издательство «СибАК». Инновации в науке, № 7 (56), 2016, с. 44–47, www.sibac.info. Дата доступа 8 августа 2024.

Сорокина, Юлия. «Быт и экзистенция в современном искусстве Центральной Азии». Saryn, т. 12, № 2, 2024, с. 120–140. DOI: 10.59850/SARYN.2.12.2024.188.

Bratslavsky, Lauren, et al. “The Strategically Ambiguous Assignment: An Approach to Promoting Critical and Creative Thinking in Visual Communication.” Journal of Visual Literacy, vol. 38, no. 4, 2019, pp. 285–304. DOI: 10.1080/1051144X.2019.1673999.

Grau, Oliver, et al. “Digital Art through the Looking Glass: New Strategies for Archiving, Collecting and Preserving in Digital Humanities.” Postdigital Science and Education, vol. 2, 2020, pp. 506–510. DOI: 10.1007/s42438-020-00100-z.

Harding, Clare, et al. “Digital Engagement in a Contemporary Art Gallery.” Arts, vol. 8, no. 3, 2019, article 90. DOI: 10.3390/arts8030090.

Lyu, Yajie, et al. “Communication in Human-AI Co-Creation: Perceptual Analysis of Paintings Generated by Text-to-Image Systems.” Applied Sciences, vol. 12, no. 22, 2022, article 11312. DOI: 10.3390/app122211312.

Mejía, Mauricio, and Sauman Chu. “A Model for Visual Communication Design: Connecting Theories of Rhetoric, Literacy and Design.” The Design Journal, vol. 17, no. 1, 2014, pp. 29–43. DOI: 10.2752/175630614X13787503069918.

Schroth, Oliver, et al. “Visual Climate Change Communication: From Iconography to Locally Framed 3D Visualization.” Environmental Communication, vol. 8, no. 4, 2014, pp. 413–432. DOI: 10.1080/17524032.2014.906478.

Smith, Kenneth, et al. Handbook of Visual Communication: Theory, Methods, and Media. Routledge, 2004.

Takal, Ghassem. “Interactive Creativity of the Digital Era: Exploring How Media Art Redefines Communication.” Studies in Art and Architecture, vol. 2, no. 3, 2023, pp. 28–44. DOI: 10.56397/saa.2023.09.04.

Tyler, Anne. “Shaping Belief: The Role of Audience in Visual Communication.” Design Issues, vol. 9, no. 1, 1992, pp. 21–29. DOI: 10.2307/1511596.

Wagener, Albrecht. “Hypernarrativity, Storytelling, and the Relativity of Truth: Digital Semiotics of Communication and Interaction.” Postdigital Science and Education, vol. 2, 2020, pp. 147–169. DOI: 10.1007/s42438-019-00066-7.

References

Balkind, Yelena, and Irina Karpova. “Izobrazitel'noe iskusstvo: semioticheskie osnovy kommunikativnyh processov.” [“Visual Arts: Semiotic Foundations of Communication Processes.”] Scientific Reports. Series Philosophy. Sociology. Law, no. 3(252), issue 39, 2017, pp. 48–53. (In Russian)

Bratslavsky, Lauren, et al. “The Strategically Ambiguous Assignment: An Approach to Promoting Critical and Creative Thinking in Visual Communication.” Journal of Visual Literacy, vol. 38, no. 4, 2019, pp. 285–304. DOI: 10.1080/1051144X.2019.1673999.

Grau, Oliver, et al. “Digital Art through the Looking Glass: New Strategies for Archiving, Collecting and Preserving in Digital Humanities.” Postdigital Science and Education, vol. 2, 2020, pp. 506–510. DOI: 10.1007/s42438-020-00100-z.

Harding, Clare, et al. “Digital Engagement in a Contemporary Art Gallery.” Arts, vol. 8, no. 3, 2019, article 90. DOI: 10.3390/arts8030090.

Issenbayeva, Galina. “O semiozise kak neobhodimom uslovii racionalisticheskogo ponimaniya.” [“On Semiosis as a Necessary Condition of Rational Understanding.”] Bulletin of Chelyabinsk State University, no. 30(168), Philology and Art Studies, issue 35, 2009, pp. 102–106. (In Russian)

Lotman, Yuri. Stat’i po semiotike kul’tury i iskusstva [Articles on the Semiotics of Culture and Art]. Akademicheskij proekt, 2002. (In Russian)

Lyu, Yajie, et al. “Communication in Human-AI Co-Creation: Perceptual Analysis of Paintings Generated by Text-to-Image Systems.” Applied Sciences, vol. 12, no. 22, 2022, article 11312. DOI: 10.3390/app122211312.

Mejía, Mauricio, and Sauman Chu. “A Model for Visual Communication Design: Connecting Theories of Rhetoric, Literacy and Design.” The Design Journal, vol. 17, no. 1, 2014, pp. 29–43. DOI: 10.2752/175630614X13787503069918.

Novosyolov, Vladimir. “Problema interpretacii znaka i neogranichennyj semiosis.” [“The Problem of Sign Interpretation and Unlimited Semiosis.”] Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Issues of Theory and Practice, no. 8(14), part II, 2011, pp. 160–163, www.gramota.net/materials/3/2011/8-2/43.html. Accessed 5 August 2024. (In Russian)

Okladnikova, Yelena. “Semiozis muzejnogo predmeta.” [“Semiosis of the Museum Object.”] Radlov Readings, proceedings of the Conference. St. Petersburg, 2006. Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Science, pp. 73–91, https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/5-88431-126-6/5-88431-126-6_19.pdf. Accessed 7 August 2024. (In Russian)

Orazbekova, Ainur. “Iskusstvo proshlogo na ehkranakh budushhego: Katalog k 120-letiyu Kasteeva prezentovali v Almaty.” [“The Art of the Past at Exhibitions of the Future: A Catalog for the 120th Anniversary of Kasteyev was Presented in Almaty.”] Newtimes.kz, 2 June 2024, www.newtimes.kz/mneniya/189116-iskusstvo-proshlogo-na-ekranakh-budushchego-katalog-k-120-letiiu-kasteeva-prezentovali-v-almaty. Accessed 7 August 2024. (In Russian)

Prokhozhev, Oleg. Vizual’nye kommunikacii v istoricheskom i kul’turnom aspekte: uchebnoe posobie [Visual Communications in Historical and Cultural Aspects: Textbook]. Nizhny Novgorod, Edition of Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, 2019. Digital Educational Resource IPR SMART, www.iprbookshop.ru/107366.html. Accessed 3 August 2024. (In Russian)

Rozin, Vadim. “Semiozis nesemioticheskih obrazovanij (simvolov, skhem, ikon, proizvedenij iskusstva).” [“Semiosis of Non-Semiotic Formations (Symbols, Schemes, Icons, Works of Art).”] Culture and Art, no. 6, 2020, pp. 29–37. DOI: 10.7256/2454-0625.2020.6.33084. (In Russian)

Sannikov, Sergey. “K probleme znaka i semiozisa.” [“On the Problem of Sign and Semiosis.”] Innovations in Science, proceedings of the LIX International Scientific and Practical Conference, 27 July 2016. Novosibirsk, SibAK, no. 7(56), 2016, pp. 44–47, www.sibac.info/conf/innovation/lix/58864. Accessed 8 August 2024. (In Russian)

Schroth, Oliver, et al. “Visual Climate Change Communication: From Iconography to Locally Framed 3D Visualization.” Environmental Communication, vol. 8, no. 4, 2014, pp. 413–432. DOI: 10.1080/17524032.2014.906478.

Smith, Kenneth, et al. Handbook of Visual Communication: Theory, Methods, and Media. Routledge, 2004.

Sorokina, Yuliya. “Everyday Life and Existence in Contemporary Art of Central Asia.” Saryn, vol. 12, no. 2, 2024, pp. 120–140. DOI: 10.59850/SARYN.2.12.2024.194 (In Russian)

Takal, Ghassem. “Interactive Creativity of the Digital Era: Exploring How Media Art Redefines Communication.” Studies in Art and Architecture, vol. 2, no. 3, 2023, pp. 28–44. DOI: 10.56397/saa.2023.09.04.

Tyler, Anne. “Shaping Belief: The Role of Audience in Visual Communication.” Design Issues, vol. 9, no. 1, 1992, pp. 21–29. DOI: 10.2307/1511596.

Wagener, Albrecht. “Hypernarrativity, Storytelling, and the Relativity of Truth: Digital Semiotics of Communication and Interaction.” Postdigital Science and Education, vol. 2, 2020, pp. 147–169. DOI: 10.1007/s42438-019-00066-7.