Информация о статье
Дата публикации статьи
2024-10-30
Страницы статьи
20–38
Раздел
Искусство и гуманитарные науки
Лицензия
Аннотация
В статье представлен новый взгляд на историческое развитие музыкальной культуры с точки зрения универсализма творческой деятельности музыканта, который проявляется в многогранности его таланта, множественности и культурной широте его профессиональных интересов. В сфере музыкально-исполнительской деятельности универсализм являлся неотъемлемым свойством музыкантов как в различных культурных традициях, так и в западноевропейской музыке до XVIII века.
Методология исследования основана на сочетании комплексного ценностного метода и сравнительного анализа, помогающего составить целостное представление об универсализме творчества в широком эстетическом, культурном, социальном, историческом и научном контекстах. Феномен совмещения деятельности композитора и пианиста в современном контексте располагает к изучению универсализма с позиций музыкальной социологии. Исследование фортепианного стиля оправдывает привлечение положений и подходов теории исполнительской интерпретации.
В современных условиях вновь актуальной становится самореализация музыканта в разных качествах, что позволяет расширить область творческого самовыражения, стимулирует проявление новаторского мышления. Универсализм творческой личности обусловлен особенностями этнического мировоззрения и тесно связан с устным профессионализмом, в котором изначальный синкретизм творчества создал основу для совмещения функций и проявления универсализма. Длительный процесс разделения видов музыкальной деятельности происходил под влиянием различных исторических, социокультурных и эстетических факторов и связан с двумя истоками специализации – персонификацией авторства носителя устных традиций и стандартизацией исполнения сакральной музыки, приведшей впоследствии к возникновению нотации. В статье также предлагается типология универсализма творческой деятельности, обусловленная различиями психологических и когнитивно-поведенческих аспектов: синкретический тип (носители устных традиций), в котором роли композитора и исполнителя тесно взаимосвязаны и не разделяются, и связанный с личными желаниями и мотивами синтетический тип (музыканты письменной традиции).
Результаты проведенных исследований показали, что окончательное разделение функций музыкальной деятельности не достигнуто полностью и, вероятно, не произойдет в будущем вследствие психологической природы музыкального процесса и творчества.
Ключевые слова
универсализм творческой деятельности
универсализм музыканта
разделение видов творческой деятельности
музыкальный профессионализм
Список источников и References
Alekseyev, Alexander. Istoriya fortepiannogo iskusstva: uchebnik [History of Piano Art: Textbook]. St. Petersburg, Planeta muzyki, 2020. (In Russian)
Alkon, Yelena. “K voprosu o ‘pis'mennom’ i ‘ustnom’ v muzykal’nykh traditsiyakh Zapada i Vostoka.” [“To the Question of ‘Written’ and ‘Oral’ in the Musical Traditions of the West and the East.”] Izvestiya Vostochnogo instituta, no. 3, 1996, pp. 161–166. (In Russian)
Alpatova, Angelina. Arkhaika v mirovoy muzykal’noy kul’ture [Archaic in World Musical Culture]. Moscow, Ekon-Inform, 2009. (In Russian)
Batkin, Leonid. Ital’yanskoe Vozrozhdenie v poiskakh individual’nosti [Italian Renaissance in Search of Individuality]. Moscow, Nauka, 1989. (In Russian)
Davlatova, Sitora. “Otrazhenie sufiyskogo rituala v kompozitorskom tvorchestve (k probleme neoritual'nosti).” [“Reflection of the Sufi Ritual in Composer’s Work (to the Problem of Non-Rituality).”] Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art Criticism] Manuscript, no. 3 (89), 2018, pp. 115–122. (In Russian)
Ivanova, Svetlana. Kompozitor: ocherki po istorii professii [Composer: Essays on the History of the Profession]. 2006. Moscow, Tchaikovsky Moscow State Conservatory, PhD thesis’s abstract. (In Russian)
Jumaliyeva, Tamara. Kazakhskie akyny: Vostok – Zapad, v kontekste kul’turnogo prostranstva [Kazakh Akyns: East – West, in the Context of Cultural Space]. Almaty, 2010. (In Russian)
Konovalova, Irina. “The Composer Phenomenon in a Historical Retrospect of an Authorship Idea Formation in European Musical Culture of the Middle Ages”. Linguistics and Culture Review, vol. 5 (S2), 2021, pp. 284–302. DOI: 10.37028/lingcure.v5nS2.1353.
Lang, Paul. Music in Western Civilization. New York, W. W. Norton and Company, 1969.
Livshits, Dmitry. Fenomen improvizatsii v dzhaze [The Phenomenon of Improvisation in Jazz]. 2003. Nizhny Novgorod, Glinka Nizhny Novgorod Conservatory, PhD thesis’s abstract. (In Russian)
Martynov, Vladimir. Konets vremeni kompozitorov [Composer’s End Time]. Moscow, Russkiy put, 2002.
Orlov, Genrikh. Drevo muzyki [Music Tree]. Washington, N. A. Frager & Co, St. Petersburg, Sovetskiy kompozitor, 1992. (In Russian)
Saponov, Mikhail. Menestreli. Kniga o muzyke srednevekovoy Evropy [Minstrels. A Book About the Music of Medieval Europe]. Moscow, Klassika-XXI, 2004. (In Russian)
Sergeyeva, Tatyana. “Pridvornaya traditsiya na srednevekovom arabskom Vostoke (na materiale srednevekovykh istochnikov).” [“Court Tradition in the Medieval Arab East (Based on Medieval Sources).”]. Muzykal‘naya Akademiya, no. 3, 2008, pp. 180–187, www.mus.academy/articles/pridvornaya-traditsiya-na-srednevekovom-arabskom-vostoke. Accessed 13 July 2024. (In Russian)
Shubina, Svetlana. K voprosu ob oppozitsii svetskikh i dukhovnykh zhanrov v muzykal'noy kul'ture vozrozhdeniya (messa i madrigal): rukopis’ [On the Issue of the Opposition of Secular and Spiritual Genres in the Musical Culture of the Revival (Mass and Madrigal): Manuscript]. Almaty, 2008.
Sokolov, Aleksandr. Muzykal’naya kompozitsiya XX veka. Dialektika tvorchestva. Issledovanie [Musical Composition of the 20th Century. The Dialectic of Creativity. Study]. Moscow, Kompozitor, 2007. (In Russian)
Solyarskiy, Vladimir. Sovremennoe pravovoe i kul’turno-ekonomicheskoe polozhenie inorodtsev Priamurskogo kraya [Modern Legal and Cultural and Economic Status of Foreigners in the Amur Region]. Khabarovsk, PH of the Office of the Amur Governor-General, 1916. (In Russian)
Sokhor, Arnold. Sotsiologiya i muzykal’naya kul’tura [Sociology and Musical Culture]. Moscow, Sovetskiy kompozitor, 1975. (In Russian)
Stravinskiy, Igor. Publitsist i sobesednik [Publicist and Interlocutor]. Moscow, Sovetskiy kompozitor, 1988. (In Russian)
Tsuker, Anatoly. “K probleme avtorstva v massovoy muzyke.” [“To the Problem of Authorship in Mass Music.”] Yuzhno-Rossiyskiy muzykalnyy almanakh, no. 4 (41), 2020, pp. 11–18. DOI: 10.24411/2076-4766-2020-14002. (In Russian)
Tursunov, Yedige. Vozniknovenie baksy, akynov, seri i zhyrau [The Emergence of Baksy, Akyns, Sery and Zhyrau]. Astana, Foliant, 1999. (In Russian)
Yunusova, Violetta. Tvorcheskiy protsess v klassicheskoy muzyke Vostoka [Creative Process in the Classical Music of the East]. 1995. Moscow, Russian Institute of Art Studies, Doctor of Art History thesis’s abstract. (In Russian)
Zhaivoronok, Natalia. Muzichne vikonavstvo yak fenomen muzichnoї kul’turi [Musical Performance as a Phenomenon of Musical Culture]. 2006. Kyiv, Kyiv National University of Culture and Arts, Candidate of Art History dissertation. (In Ukrainian)