Трансмедиальные связи в визуальной культуре: фотография в живописи и проектах современного искусства Казахстана

Просмотры: 34

Поделиться:

Скачать статью

Авторы

Светлана Кобжанова

												

Корреспондирующий автор

Кандидат искусствоведения, заместитель директора по науке, заслуженный деятель Казахстана

Государственный музей искусств РК имени Абылхана Кастеева

Казахстан

https://orcid.org/0000-0001-6691-8023

Диляра Шарипова

												

Кандидат искусствоведения, ассоциированный профессор, ведущий научный сотрудник, заведующая отделом изобразительного искусства

Институт литературы и искусства имени М. О. Ауэзова

Казахстан

https://orcid.org/0000-0002-8432-7339

Информация о статье

Дата публикации статьи

2024-09-08

Страницы статьи

62–80

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Сегодня архивная фотография Казахстана ХIХ – начала ХХ века вызывает пристальное внимание специалистов и широкой общественности. История взаимоотношений живописи и фотографии, использование последней в создании шедевров изобразительного искусства Казахстана становятся значимыми проблемами современного отечественного искусствознания.
Целью статьи является осмысление фотографии как ресурса для мифологических коннотаций и актуализации культурной памяти в годы становления живописной школы Казахстана и в художественных практиках современных казахских мастеров. В связи с поставленной целью задачи статьи определяются как рассмотрение использования фотографии в изобразительном искусстве советского периода и ее роль в отражении трансформации быта и появления новых героев; исследование фотографии как инструмента современных художественных практик; выявление особенностей работы с фотографией в творчестве современных живописцев.
Основным методом исследования является искусствоведческий анализ избранных произведений. Для осмысления живописи сталинского периода и проявления в ней идеологического дискурса эпохи используется структурно-семиотический метод. Выявление особенностей апроприации архивной фотографии современными художниками как рефлексии коллективной травмы повлекло за собой обращение к постколониальным направлениям исторического знания. Роль фотографии осмысляется с позиции визуальных исследований и изучения памяти, позволяющих раскрыть использование этого медиа для репрезентации прошлого.
Выявлено, что взаимодействие фотографии и живописи является важной характеристикой образной системы визуальной культуры Казахстана, что позволяет рассматривать этот феномен на различных стадиях его воплощения в искусстве. Обращение к фотографии периода тоталитаризма дало возможность художникам установить связь с исчезающим обликом прошлого для визуализации архетипов национального мышления в работах соцреалистического бытового жанра.
Современная визуальная культура отражает процессы осознания травматического опыта советского периода. Постоянная работа постпамяти, основанная на апроприации архивных фотографий и произведений советской фотографической школы, стала одним из подходов к формированию публичной истории, не связанной с мифологизированием и идеологией, запустив процесс самоидентификации. «Возвращение» к фотографии путем формального сближения живописной картины и кадра и процесс живописной реконструкции исчезнувших городских видов с помощью старых снимков служат основой для актуализации культурной памяти и усиления идентификационных стратегий.

Ключевые слова

фотография
живопись
культурная память
современные художественные практики
постколониальное
постпамять
идентичность

Список источников и References

Список источников

Абашин, Сергей. «Власть и фотография: визуальная репрезентация в имперской рамке». Неприкосновенный запас, № 4 (84), 2012, с. 120–138.

Абылхожин, Жулдузбек, и др. Визуальная антропология образов казахстанской культуры XX–XXI вв. Учебное пособие. Алматы, ИД «Жибек Жолы», 2022, 172 с.

Барт, Ролан. Camera lucida. Комментарий к фотографии. Перевод с французского Михаила Рыклина. Москва, Ad Marginem, 1997, 224 с.

Васильева, Екатерина. «Фотография: к проблеме вещи». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, т. 12, № 2, 2020, с. 275–294. DOI: 10.21638/spbu15.2022.204.

Прищепова, Валерия. Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии второй половины XIX – начала XX века в собраниях Кунсткамеры. Санкт-Петербург, Наука, 2011, 452 с.

Рыскулова, Наргиза. «"Деколонизация мышления". Как новое поколение Казахстана борется за возрождение своей культуры». BBC News, 20 мая 2023, www.bbc.com/russian/features-65614334. Дата доступа 13 мая 2024.

Саид, Эдвард. Ориентализм. Западные концепции Востока. Перевод с английского Александра Говорунова. Санкт-Петербург, Русский Мiръ, 2006, 640 c.

Серто, Мишель де. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать. Перевод с французского Дмитрия Калугина, Натальи Мовниной; научный редактор К. Ермошина. Санкт-Петербург, Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013, 330 с.

Ушакин, Сергей. «Обличья обезличивания: портреты без лица и Минская школа постколониальной фотографии». Антропологии, № 1, 2022, с. 77–135. DOI: 10.33876/2782-3423/2022-1/77-135.

Хирш, Марианна. Поколение постпамяти: письмо и визуальная культура после Холокоста. Перевод с английского Николая Эппле, под редакцией Л. Любавиной. Москва, Новое издательство, 2021, 428 с.

Шарипова, Диляра, и Светлана Кобжанова. «Особенности современной истории искусства Казахстана. Взаимодействие живописи и кинематографа». Вестник КазНУ имени аль-Фараби. Серия историческая, т. 102, № 3, 2021, c. 169–177. DOI: 10.26577/JH.2021.v102.i3.17.

Bourdieu, Pierre. Photography: A Middle-brow Art. Oxford, Polity Press, 1998.

Clark, Katerina. The Soviet Novel. History as Ritual. 3rd ed., Bloomington, Indianapolis, Indiana University Press, 2000.

References

Abashin, Sergey. “Vlast’ i fotografiya: vizual’naya reprezentasiya v imperskoy ramke.” [“Power and Photography: Visual Representation in an Imperial Frame.”] Neprikosnovennyy zapas, no. 4 (84), 2012, pp. 120–138. (In Russian)

Abylkhozhin, Zhulduzbek, et al. Vizual’naya antropologiya obrazov kazakhstanskoy kultury XX–XXI vv. Uchebnoe posobie [Visual Anthropology of Images of Kazakhstani Culture of XX–XXI Centuries. Textbook]. Almaty, Zhibek Zholy PH, 2022. (In Russian)

Barthes, Roland. Camera lucida. Kommentariy k fotografii [Camera Lucida. Reflections on the Photography]. Transl. from French by Mikhail Ryklin. Moscow, Ad Marginem, 1997. (In Russian)

Bourdieu, Pierre. Photography: A Middle-brow Art. Oxford, Polity Press, 1998.

Certeau, Michel de. Izobretenie povsednevnosti. 1. Iskusstvo delat’ [L’invention du quotidien. 1. Arts de faire]. Transl. from French by Dmitry Kalugin and Natalya Movnina. St. Petersburg, PH of the St. Petersburg European University, 2013. (In Russian)

Clark, Katerina. The Soviet Novel. History as Ritual. 3rd ed. Bloomington, Indianapolis, Indiana University Press, 2000.

Hirsch, Marianne. Pokolenie postpamyati. Pis’mo i vizual’naya kul’tura posle Kholokosta [The Generation of Postmemory: Writing and Visual Culture After the Holocaust]. Transl. from English by Nikolay Epplee. Moscow, Novoe izdatel’stvo. 2021. (In Russian)

Prischepova, Valeriya. Illustrativnye kollektsii po narodam Tsentralnoy Azii vtoroy poloviny XIX – nachala XX veka v sobraniyakh Kunstkamery [Illustrative Collections on the Central Asian Peoples of the Second Half of the XIX – Early XX Centuries in the Collections of Kunstkamera]. Saint Petersburg, Nauka, 2011. (In Russian)

Ryskulova, Nargiza. “‘Decolonizatsiya myshleniya.’ Kak novoe pokolenie Kazakhstana boretsya za vozrozhdenie svoey kul’tury.” [“‘Decolonisation of Mind.’ How Kazakhstan’s New Generation is Struggling to Restore its Culture.”] BBC News, 20 May 2023, www.bbc.com/russian/features-65614334. Accessed 13 May 2024. (In Russian)

Said, Edward. Orientalizm. Zapadnye kontseptsii Vostoka [Orientalism: Western Concepts of the Orient]. Transl. from English by Aleksandr Govorunov. St. Petersburg, Russkiy Mir, 2006. (In Russian)

Sharipova, Dilyara, and Svetlana Kobzhanova. “Osobennosti sovremennoy istorii iskusstva Kazakhstana. Vzaimodeistvie zhivopisii kinamatografa.” [“Features of the Modern Art History of Kazakhstan. Interaction of painting and Cinema.”] Journal of History, vol. 102, no. 3, 2021, pp. 169–77. DOI: 10.26577/JH.2021.v102.i3.17. (In Russian)

Ushakin, Sergey. “Oblich’ya obezlichivaniya: portrety bez litsa i minskaya shkola postcolonial’noy fotografii.” [“Figures of Depersonalization: Portraits without a Face and the Minsk School of Postcolonial Photography.”] Antropologies, no. 1, 2021, pp. 77–135. DOI: 10.33876/2782-3423/2022-1/77-135. (In Russian)