«Похищение из Сераля» Моцарта: исполнительско-интерпретационный аспект трактовки Арии «Сердцу не преграда все мученья ада»

Просмотры: 28

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Жамиля Сарсембаева

												

Магистрант 2-го курса кафедры вокального искусства

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2023-12-13

Страницы статьи

52-59

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

В данной статье предпринимается попытка освещения вопросов, связанных с вокальноисполнительским искусством, на примере одной из лучших опер Вольфганга Амадея Моцарта – «Похищение из сераля». За основу аналитической работы берется ария Констанцы «Сердцу не преграда все мученья ада» из второго акта оперы. Актуальность избранной темы определяется подъемом направления, изучающего исполнительские виды искусства в современном музыкознании, а также особенностями самой арии композитора. Посредством методов целостного и исполнительского анализа в работе обозначаются характеристики произведения, характеризуются исполнительские трудности, а также формулируются методические рекомендации, позволяющие с ними справляться. Предпринимаемый анализ выполняется на основе интерпретации Джамили Баспаковой, реализованной в постановке Казахского национального театра оперы и балета имени Абая. В качестве результатов работы отмечается, что красочный образ героини всецело представлен в данной арии за счет сложной, извилистой техники, раскрывающей особенности тембра колоратурного сопрано.

Ключевые слова

Моцарт
Похищение из сераля
Констанца
колоратурное сопрано
ария
исполнительский анализ

Список источников и References

Насонов Р. Констанца и Блодхен в гареме у Турка: история создания, фабула, мораль и музыка оперы Моцарта «Похищение из сераля» // [Электронный ресурс]. – режим доступа. – https://magisteria.ru/mozart-operas/seral (дата обращения 15.01.2023).

Черная Е.С. Моцарт и австрийский музыкальный театр. – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963 с. – 435 с.

Жаркова В.А. Концертные арии В.А. Моцарта для колоратурного сопрано: эволюция вокального стиля (исполнительский аспект) [Текст]: дис. … канд. иск.: спец. 17.00.02. / В.А. Жаркова. – Москва, 2014. – 219 с.

Аберт Г. В. А. Моцарт: Часть 1, книга 1: 1756-1774 / Герман Аберт; пер. К.К. Саквы. – Москва: Музыка, 1978. – 240 с. 5. Чигарева Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. – Москва, 2000. – 139 с.

Nasonov R. Konstantsa i Blodkhen v gareme u Turka: istoriya sozdaniya, fabula, moral i muzyka opery Motsarta «Pokhishcheniye iz seralya» // [Elektronnyy resurs]. – rezhim dostupa. – https://magisteria.ru/mozart-operas/seral (data obrashcheniya 15.01.2023).

Chernaya E.S. Motsart i avstriyskiy muzykalnyy teatr. – Moskva: Gosudarstvennoye muzykalnoye izdatelstvo, 1963 s. – 435 p.

Zharkova V.A. Kontsertnyye arii V.A. Motsarta dlya koloraturnogo soprano: yevolyutsiya vokalnogo stilya (ispolnitelskiy aspekt) [Tekst]: dis. … kand. isk.: spets. 17.00.02. / V.A. Zharkova. – Moskva, 2014. – 219 p.

Abert G. V. A. Motsart: Chast 1, kniga 1: 1756-1774 / German Abert; per. K.K. Sakvy. – Moskva: Muzyka, 1978. – 240 p.

Chigareva E.I. Opery Motsarta v kontekste kultury yego vremeni. – Moskva, 2000. – 139 p.