Искусство интерпретации Розы Баглановой: на пересечении народного, эстрадного и камерного стилей в казахской песне

Просмотры: 79

Поделиться:

Скачать статью Английский

Автор

Умитжан Джумакова

												

Доктор искусствоведения, профессор кафедры музыковедения и композиции

Қазақ ұлттық өнер университеті

Казахстан

https://orcid.org/0000-0003-2599-2109

Информация о статье

Дата публикации статьи

2024-09-23

Страницы статьи

20–33

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Целью данной статьи является исследование единства песни и стилистического взаимодействия эстрадного и академического искусства в казахстанской песенно-исполнительской практике. На примере исполнительского искусства Розы Баглановой рассмотрена роль песни в творчестве казахстанских композиторов и исполнителей, проанализированы общие особенности вокального искусства Р. Баглановой в контексте развития казахской песни в годы советской власти, выявлены стилистические направления в ее репертуаре и индивидуальное своеобразие в звукорежиссуре и интонации.

Пересечение эстрадного и академического песенных стилей – одно из направлений творчества композиторов Казахстана, сочиняющих песни наряду с операми и балетами, симфоническими и камерными вокальными и оркестровыми произведениями. Определены выразительные особенности песни Еркегали Рахмадиева «Тан самалы». Её уникальность заключается в органичном сочетании традиций казахского народного песенного творчества, вокальной стилистики камерной песни и романтической лирики. В её структуре отмечаются черты сложной формы: непрерывное мелодическое прорастание, основанное на пении тонов тонического трезвучия. Песню «Тан самалы» исполняют как эстрадные артисты с традиционной манерой пения, так и классические академические певцы. Роза Багланова создала непревзойденный образец интерпретации этого шедевра казахской музыки ХХ века. Она обогатила песенную культуру, ориентированную на широкую аудиторию.

Перекрестное влияние внутрижанровых стилистических тенденций в песне «Тан самалы» и в искусстве ее интерпретации Р. Баглановой намечает два взаимонаправленных процесса между творчеством композиторов и исполнителей. Поэтому наряду с установившимся раздельным изучением разновидностей песни (фольклорной, академической, эстрадной) методологически важным является единство национальной песенной культуры.

Ключевые слова

Роза Багланова
казахская музыка ХХ века
народная песня
эстрадная песня
«Тан самалы»
пересечение стилей
внутрижанровые стилевые направления
академический вокал
эстрадный вокал
традиционное песенное творчество

Список источников и References

Abdirakhman, Gulnar. Sovremennoe samodeyatelnoe pesnetvorchestvo v kazahskoj muzykalnoj culture [Contemporary Amateur Songwriting in Kazakh Musical Culture]. Almaty, Soros Foundation-Kazakhstan, 2002. (In Russian)

Baglanova, Roza. Ainalayyn khalkymnan yerketken: kazak sakhnasyn, kumis komei anshinin omiri men shygarmashylygy hakynda [Pampered by the Beloved Peoples: The Life and Work of a Unique Natural Talent of the Kazakh Scene]. Almaty, Atamura, 2007. (In Kazakh)

Bodaubai, Bolat. Tangalamyn өmirdin gazhabyna: syr-suhbatka kurylgan gumyrnamalyk roman [Admiring the Miracle of Life: Autobiographical Novel Constructed in the Form of Intimate Conversations]. Astana, Foliant, 2010. (In Kazakh)

Hauser, Marc, et al. “The Faculty of Language: What Is It, Who Has It, and How Did It Evolve?” Science, vol. 298, no. 5598, 2002, pp. 1569–1579. DOI: 10.1126/science.298.5598.1569

Konen, Valentina. Tretij plast: novye massovye zhanry v muzyke XX veka [The Third Layer: New Mass Genres in Music of the Twentieth Century]. Moscow, Music, 1994. (In Russian)

Kuzembayeva, Sara, and Toizhan Yeginbayeva. Lekcii po istorii kazahskoj muzyki: Uchebnoe posobie [Lectures on the History of Kazakh Music: Textbook]. Almaty, 2005. (In Russian)

Li, Ang. “The Historical Evolution of the Popularization of Classical Music and the Development of the Fusion of Multiple Musical Styles.” Herança, vol. 7, no. 1, 2024, pp. 113–125. DOI: 10.52152/heranca.v7i1.810.

Lomax, Alan. The Folk Songs of North America in the English Language: A Handbook of Music Information. New York, Doubleday & Company Inc, 1960.

Ouyang, Yiwen. Westernization, Ideology and National Identity in 20th-Century Chinese Music. 2012, Royal Holloway, University of London, PhD thesis, pure.royalholloway.ac.uk/en/publications/westernisation-ideology-and-national-identity-in-20th-century-chi. Accessed 28 January 2024.

Sultanova, Razia. “Music and Identity in Central Asia: Introduction.” Ethnomusicology Forum, vol. 14, no. 2, 2005, pp. 131–142. DOI: 10.1080/17411910500329989.

Zemtsovsky, Izaliy. “Melosfera Musorgskogo – ego ‘neizvestnaya rodina’.” [Mussorgsky’s Melosphere – His “Unexplored Homeland.”] Muzykalnaya akademiya, no. 3, 2012, pp. 30–35. (In Russian)