Явление «кроссовера» и межкультурный диалог в болгарском музыкальном творчестве второй половины ХХ века

Просмотры: 136

Поделиться:

Скачать статью Английский

Автор

Эмилия Коларова

												

Доктор философии (PhD), профессор кафедры истории музыки и этномузыкологии теоретико-композиторского и дирижерского факультета

Национальная музыкальная академия «Проф. Панчо Владигеров»

Болгария

https://orcid.org/0000-0003-0065-2415

Информация о статье

Дата публикации статьи

2023-12-01

Страницы статьи

54-67

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Феномен «кроссовера» в ХХ веке приобретает особое значение во многих сферах общественной жизни, особенно в сфере искусства. Когда термин используется для обозначения «перекрестка» или «перехода», он символизирует внутреннюю потребность в диалоге и настрое на инфильтрацию и имплантации. Через кроссовер современный композитор отказывается изолироваться в границах регионального канона, допускает свободу выбора в глобальном контексте, выступает против имитации и повторения, обеспечивает уникальный образ для каждого сочинения. «Кроссоверный» дискурс демонстрирует автономию отдельных авторов и приводит к созданию произведений, отличающихся своей индивидуальностью. Музыкальное творчество Болгарии второй половины XX в., богатое на необычайно разнообразные и глубокие проявления кроссовера и межкультурного взаимодействия, характеризуется сложной символикой. Оно включает в себя как элементы национальной традиции, так и знаки глобальной современности, проявляющиеся в музыкально-стилистических особенностях, жанровых различиях и этнокультурных признаках. Кроссовер фактически формирует европейский образ мышления болгарского творца, воплотившийся в своеобразную часть его генетического кода. Кроссоверный диалог порождает в его художественном сознании идеи нового типа произведений, чей двойственный или многомерный характер превращается в признак новой культурной идентичности их авторов. Формирование и развитие этих «перекрестных» диалогов можно увидеть в таких произведениях, как джазовая кантата Милчо Левиева «Зеленый дом» (Green house) и симфоническая сюита Василя Казанджиева «Картинки из Болгарии». Здесь болгарская фольклорная традиция продолжает быть ярко звучащей и однозначно узнаваемой, но не повторенной в индивидуальном авторском подходе.

Ключевые слова

кроссовер
болгарская музыка
Милчо Левиев
Васил Казанджиев

Список источников и References

Belivanova, K. Podstpi km edna istoriya na Balkanskata muzikalna kultura [orig. Bulgarian: The Approaches to the United History of Balkan Music Culture] // Interbalkanski muzikalno-kulturni vzaimodeystviya [orig. Bulgarian: Inter-Balkan Music-Cultural Interactions]. – Sofia: [w. p.], 2000. – PP. 8–22.

Kaufman, N. Narodnoto mnogoglasiye – svrzvashcho zveno vv folklora na balkanskite narodi [orig. Bulgarian: Folk Multipart Singing – The Essential Feature of the Folklore of Balkan Peoples] // Interbalkanski muzikalno-kulturni vzaimodeystviya [orig. Bulgarian: Inter-Balkan Music-Cultural Interactions]. – Sofia: [w. p.], 2000. – PP. 23–30.

Kholopov Yu. Vostok–Zapad v russkoy culture [orig. Russian: East-West in Russian Culture] // Sovremennaya muzykalnaya kultura. Poiski smysla [orig. Russian: Modern Music Culture. In the Search of Meanings]. – Moscow: Kompozitor, 2009. – PP. 19–26.

Kolarova, E. Dialogt traditsiya-svremennost v blgarskoto muzikalno tvorchestvo na XX vek (aspekti, proyektsii, refleksii) [orig. Bulgarian: The Dialogue Tradition-Modernity in Bulgarian Music of 20th Century]. – Sofia: Mars09, 2013. – 248 p.

Leviev, M. Zhivot v 33/16. – Sofia: [w. p.], 2004. – 224 p.

Oxford English Dictionary. Crossover // Oxford English Dictionary [site]. – URL: https:// www.oed.com/dictionary/crossover_n?tab=factsheet&tl=true#7863990 [access date: 21.11.2023].

Paliyeva, A. Homo musicus mezhdu Balkanite i Yevropa [orig. Bulgarian: Homo Musicus between the Balkans and the Europe]. – Sofia: [w. p.], 2006.

Shafazhinskaya N. E. et al. Integration of Traditions in Crossover Music as a Way to Bridge the Intergenerational Gap //Humanities & Social Sciences Reviews. – 2019. – Vol. 7. – No. 6. – PP. 1230–1234.

Stilwell, R. Crossover // Grove Music. Published in print: 20 January 2001. – DOI: 10.1093/gmo/9781561592630.article.40611.

Tayushev S. S. Zhanr crossover kak yavleniye populyarnoy kultury [orig. Russian: Crossover Genre as the Phenomena of Pop Culture] // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye [orig. Russian: Knowledge. Understanding. Skills]. – 2011. – No. 1. – PP. 231–237.

Wikipedia. Crossover music // Wikipedia [site]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Crossover_music#cite_ref-1 [access date: 21.11.2023].