Молоточковые цимбалы в культуре Альпийского региона: развитие и современное состояние, традиции, мастерство, материалы и секреты

Просмотры: 341

Поделиться:

Скачать статью Английский

Авторы

Янник Уэй

Доктор философии (PhD), старший научный сотрудник Школы музыки

Люцернский университет прикладных наук и искусств

Швейцария

https://orcid.org/0000-0002-2416-1285

Информация о статье

Дата публикации статьи

2023-12-01

Страницы статьи

17–33

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Производители чеканных цимбал в регионах Аппенцелль (Швейцария) и Зальцбург (Австрия) считаются мастерами своего узкоспециализированного ремесла. В 2023 году традиции изготовления и игры на цимбалах включены в список нематериального культурного наследия Швейцарии. Инструмент представляет собой трапециевидный деревянный корпус с подставкой для струн, украшенный орнаментами и символами религиозных и народных верований. Его звучание создается в результате процесса, в котором участвуют следующие материалы: исполнитель использует маленькие молоточки, ударяя ими по струнам, а вибрация передается резонирующему корпусу.

В противоположность сегодняшнему статусу, исторически чеканные цимбалы вызывали поразительно негативные ассоциации. Типичными были высказывания вроде: «низкопробный танцевальный инструмент»; «отвратителен из-за сильного шума»; их «следует прибивать к публичным домам» и «[тот], кто <...> имеет привычку играть на цимбалах, может оказаться заядлым вором и грабителем». Подобные упрёки, некоторые из которых адресованы непосредственно объекту исследования, а не музыкантам, контрастируют с современным пониманием и поднимают вопросы о взаимосвязях между материальным объектом, его свойствами и отношением к его восприятию.

Путем детального изучения исторических и современных образцов, а также их историй автор статьи прослеживает трансформацию цимбал как объекта культуры от маргинального инструмента с дурной репутацией до шедевра традиционного ремесла и символа культурного наследия. Цимбалы как «объекты восприятия» [Харман, 2018] менялись как сами по себе, так и совместно со своим окружением: исполнителями, создателями и звуковой средой. В статье исследуются различные аллюзии вокруг молоточковых цимбал как объектов: материал изготовления, рассказы мастеров, а также художественное и символическое значение орнаментации. Это требует глубокого критического осмысления статуса ремесла и самого материального объекта, существующих по сей день без цифровых технологий и в нецифровых пространствах.

 

Ключевые слова

цимбалы
изготовление музыкальных инструментов
Альпийский регион
орнамент
музыка Швейцарии

Список источников и References

Alperson, P. The Instrumentality of Music // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. – 66.1. – 2008. – PP. 37–51.

Baines, A. Organology and European Folk Music Instruments // Journal of the International Folk Music Council. – 12. – 1960. – PP. 10–13.

Bovermann, T.; de Campo, A.; Egermann, H.; Hardjowirogo, S.; Weinzierl, S. Musical instruments in the 21st century. – Singapore: Springer, 2017. – 703 p.

Cance, C. From Musical Instruments as Ontological Entities to Instrumental Quality: A Linguistic Exploration of Musical Instrumentality in the Digital Era // Bovermann, Till; de Campo, Alberto; Egermann, Hauke; Hardjowirogo, Sarah-Indriyati; Weinzierl, Stefan. Musical instruments in the 21st century. – Singapore: Springer, 2017. – PP. 25–43.

Clayton, M.; Herbert, T.; Middleton, R. The Cultural Study of Music. A Critical Introduction. – New York and London: Routledge, 2003. – 480 p.

Dawe, K. The Cultural Study of Musical Instruments // The Cultural Study of Music. – Routledge, 2012. – PP. 195–205.

De Oliveira Pinto, T. Music as Living Heritage: An Essay on Intangible Culture. – Berlin: Edition EMVAS, 2018. – 212 p.

Dow, H. The Rose Window // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. – Jul.–Dec. 1957. – Vol. 20, No. 3/4. – PP. 248–297.

Elschek, O. Mensch – Musik – Instrument. Funktionelle Schichtung der Primärformen [orig. German: Man – Music – Instrument. Functional Stratification of Primary Forms]//Musik als Gestalt und Erlebnis. Festschrift Walter Graf zum 65. Geburtstag. – Wien: Böhlau, 1970.

Engeler, M. Private archive // volksmusik.ch - Privatarchiv Engeler Margaret (stoneycloud.com) [webpage]. URL: https://zem-emp-040.os.stoney-cloud.com/eMP/eMuseumPlus

Engeler, M. Das Beziehungsfeld zwischen Volksmusik, Volksmusiker und Volksmusikpflege, am Beispiel der Appenzeller Streichmusik. [orig. German: Appenzeller String Music: The Relationship between Folk Music, Folk Musicians and Folk Music Cultivation, Using the Example of Appenzeller String Music]. – Herisau and Trogen: Schläpfer & Co., 1984. – 206 p.

Geiser, B. Das Hackbrett in der Schweiz [orig. German: The dulcimer in Switzerland] // van der Meer, Henry. Das Hackbrett: ein alpenländisches Musikinstrument. – Herisau/ Trogen: Verlag Schläpfer & Co, 1975. – PP. 24–63.

Gifford, P. The Hammered Dulcimer: A History. – Lanham, Maryland and London: The Scarecrow Press, 2001. – 480 p. Hardjowirogo, S. Instrumentality. On the Construction of Instrumental Identity // Bovermann, Till, Alberto de Campo, Hauke Egermann, Sarah-Indriyati Hardjowirogo, and Stefan Weinzierl. Musical instruments in the 21st century. – Singapore: Springer, 2017. – PP. 9–24.

Harman, G. The Quadruple Object. – Zero Books, 2011. – 148 p.

Harman, G. Object-Oriented Ontology: A New theory of Everything. – Penguin UK, 2018. – 304 p.

In der Gand, H. Volkstümliche Musikinstrumente der Schweiz: ein Beitrag zu ihrer Kenntnis [orig. German: Folk Musical Instruments of Switzerland: A Contribution to Their Knowledge] // Schweizerisches Archiv für Volkskunde. – 36 (1937–1938). – PP. 73–120.

Manser, J. Appenzellische Volksmusik [orig. German: Appenzell Folk Music]. – Herisau: Appenzeller Verlag, 2010. – 163 p. Peterson, D. Hammered Dulcimer // Thomas D. Rossing: The Science of String Instrument. – New York: Springer, 2010. – PP. 371–392.

Rizetta, S. Making a Hammer Dulcimer. Smithsonian Institution, 1997 : [webpage]. URL: https://www.si.edu/spotlight/hammered-dulcimer/hdmake Ross, W. D. (translator). Aristotle: Nicomachean Ethics. Focus Publishing. – R. Pullins Company, 2002. – 176 p.

Stockmann, E. Zur Methode und Theorie der Erforschung von Volksmusikinstrumenten [orig. German: On the Method and Theory of Researching Folk Musical Instruments]. – Institute for Music Research Würzburg, 2010. [digital document]. URL: https://www.musikwissenschaft.uni-wuerzburg.de/fileadmin/04070000/Instrumentensammlung/ Materialien_Instrumente/Stockmann_VMInstrumente.pdf.

Stockmann, E. Towards a History of European Folk Music Instruments // Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. – 1965. – Vol. 7, Fasc. 1/4. – PP. 155–164. [digital version URL: https://www.jstor.org/stable/901422].

van der Meer, H. Das Hackbrett: ein alpenländisches Musikinstrument [orig. German: The Dulcimer: An Alpine Musical Instrument]. – Herisau/Trogen: Verlag Schläpfer & Co, 1975. – 72 p.

von Hornbostel, E. M. The Ethnology of African Sound-Instruments // C. Sachs (Ed.), Comments on ‘Geist und Werden der Musikinstrumente’. – 1933. – Africa, 6(2). – PP. 129–157.

Wey, Y. Stenographic Music Notation as a Musical Memory Aid among Dulcimer Players in Switzerland’s Alpine Region // Journal of Music Research Online. – 13(2023). – PP. 1–17.