Неотрадиционализм и инновации в казахском инструментостроении и исполнительской практике

Просмотры: 256

Поделиться:

Скачать статью Английский

Автор

Валерия Недлина

												

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыковедения и композиции

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

https://orcid.org/0000-0002-4200-5702

Информация о статье

Дата публикации статьи

2023-12-01

Страницы статьи

34-53

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

В XX и XXI веках казахская музыка прошла три волны инноваций: после тысячелетий сольного исполнения в первые десятилетия советской власти появились ансамбли и оркестры, затем в 1970–80-е этнографические, иконографические и археологические исследования вернули к жизни утраченные или почти забытые инструменты, а в 2000-е годы под глобальным влиянием появились новые виды ансамблей и неофолк-инструментов. Все эти изменения были вызваны двумя противоположными тенденциями: интенсивное межкультурное взаимодействие (прежде всего по оси Запад – Восток) и растущий интерес к прошлому нации. Это неотрадиционное мышление влияет, с одной стороны, на конструкцию музыкальных инструментов, с другой – на исполнительскую практику.

В первую волну необходимость создания оркестра казахских народных инструментов, заявленная Ахметом Жубановым, привела к основанию мастерской, где создавались унифицированные домбра (щипковый хордофон для лютни) и кобыз (смычковый хордофон для лютни) вместе со своими модернизированными собратьями (прима, альтовая и басовая версии). Во время второй волны такие видные учёные, как Болат Сарыбаев, обратились к восстановлению утраченных инструментов (шертер, жетыген, саз сырнай, ударные и др.), которые позже были включены в состав оркестров и ансамблей и даже институционализированы в классах консерватории. Третья волна прочно связана с различными видами популярной музыки. Некоторые ансамбли (как Turan и Hassak) двигались в сторону стиля World music, другие (как Aldaspan) экспериментировали в направлениях электроники и рока.

Итак, очевидно, что все три волны взаимосвязаны. Унификация и эксперименты с материалами в раннесоветский период, а также появление специальных мастерских и лабораторий народной музыки создали систематический цикл исследований и реконструкций.

Ключевые слова

неотрадиционализм в музыке
казахская музыка
казахские музыкальные инструменты
модернизация музыкальных инструментов
электродомбра
реконструкция музыкальных инструментов
шертер
прима-кобыз

Список источников и References

Abisheva, B. M. Temir uzer kylyshtyn ata bolar “Aldaspan” (interview) [orig. Kazakh: Sword Cutting Metal is Called Aldaspan (Interview) // Novaya muzykalnaya gazeta. – 2011. – No. 2, September–December. – PP. 36–38.

Alekseyev, A. D. Kazakhskaya dombrovaya muzyka [orig. Russian: Kazakh Dombra Music] / A. D. Alekseyev // Musical Culture of Kazakhstan: collection of articles. – Alma-Ata: Kazgosizdat, 1955. – PP. 50–63.

Anderson, B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. – London: Verso books, 2006. – 240 p.

Bassilov, V. N. “Skifskaya arfa”: drevneyshiy smychkovyy instrument? [orig. Russian: “Scythian Harp”: The Oldest Bowed Instrument?] // Sovetskaya etnografiya. – 1991. – No. 4. – PP. 140–154.

Emielu, A. Tradition, Innovations, and Modernity in the Music of the Edo of Nigeria: Toward a Theory of Progressive Traditionalism // Ethnomusicology. – 2018. – Vol. 62. – No. 2. – PP. 206–229.

Galvan, D. Neotraditionalism. Political Science and Sociology // Britannica. – [digital source] URL: https://www.britannica.com/topic/neotraditionalism [access date: 15.09.23].

Lawergren, В. The Ancient Harp from Pazyryk // Beiträge zur allgemeinen und vergleichenden Archäologie. – 1990. – Vol. 9. – No. 10. – PP. 111–118.

Nedlina, V. E. Issledovatelskiye metody B. Sarybayeva: ofort B. Zalesskogo i perspektivy muzykalnoy etnografii Kazakhstana [orig. Russian: Sarybayev's Research Methods:

B. Zalessky's Etching and Prospects of Musical Ethnography of Kazakhstan] // proceedings of the international conference “Problems of Modern Musicology and Ethnoorganology” dedicated to the 90th anniversary of the founder of ethnoorganology in Kazakhstan Bolat Shamgaliyevich Sarybayev. – Astana: KazNUI, 2017. – 164 p.

Rancier, M. Ancient Roots, Modern Nation-Building: Kazakh Spirituality and Identity in the Music of the Turan Ensemble // Turkic Soundscapes. – London: Routledge, 2018. – PP. 214–229.

Samashev, Z. S. Muzykanty drevnetyurkskoy epokhi Kazakhskogo Altaya [orig. Russian: Musicians of the Ancient Turkic Era of the Kazakh Altay] // Madeni mura. – 2014. – No. 5 (56). – PP. 29–44.

Sarybayev, B. S. Kazakhskiye muzykalnyye instrumenty: albom [orig. Russian: Kazakh Musical Instruments: Album]. – Alma-Ata: Zhalyn, 1978. – 136 p.

Tattibaykyzy, A. Kazakhskiy kobyz v yego stanovlenii i evolyutsii v protsesse razvitiya natsionalnoy muzykalnoy kultury [orig. Russian: Kazakh Kobyz in its Formation and Evolution in the Process of Development of National Musical Culture] : dis. ... PhD in Law: 17.00.02 /

Aknar Tattibaykyzy. – St. Petersburg: Russian Institute of Art History, 2022. – 264 p. Utegaliyeva, S. I. Gde proizvodyat struny dlya dombry [orig. Russian: Where Dombra Strings Are Produced] // Chordophones of Central Asia / ed. by S. I. Utegaliyeva. – Almaty: Kazakparat, 2006. – PP. 95–99.

Utegaliyeva, S. I. Zvukovoy mir muzyki tyurkskikh narodov (na materiale instrumentalnykh traditsiy Tsentralnoy Azii) [orig. Russian: The Sound World of Music of the Turkic Peoples (Based on the Material of Instrumental Traditions of Central Asia)]: diss. ... PhD in Arts: 17.00.02 / Saule Iskhakovna Utegaliyeva. – Moscow: Moscow State Tchaikovsky Conservatory, 2017. – 527 p.

Wit and Wisdom / Johann Wolfgang von Goethe // L. A. Times Archives. – 30.07.00. – [digital source] URL: https://www.latimes.com/archives/la-xpm-2000-jul-30-bk-61292-story. html [access date: 01.11.23].