Трансформация образа шамана в искусстве Казахстана

Просмотры: 113

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Екатерина Резникова

												

Кандидат искусствоведения, ученый секретарь, заслуженный деятель Казахстана 

Государственный музей искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева

Казахстан

https://orcid.org/0000-0001-7928-5982

Информация о статье

Дата публикации статьи

2023-06-29

Страницы статьи

32–48

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Исследование посвящено художественному осмыслению образа шамана на разных этапах становления профессиональной школы изобразительного искусства Казахстана. Доисламское прошлое Казахстана в его ритуалах, традициях, обрядах и повседневности быта казахов-кочевников становится объектом творческих интерпретаций художников нескольких поколений. Рассмотренный в статье ряд произведений, где шаман является центральным образом, показывает, что художники могут использовать самый разнообразный инструментарий и технологии – от живописного языка и техник прикладного искусства до экспериментальных художественных практик современного искусства, таких как акции и перформансы. Анализируются произведения Куаныша Есиркеева (живопись), Абдрашита Сыдыханова (живопись), Зейнелхана Мухамеджана (вышивка кесте), Молдакула Нарымбетова и группы «Кызыл трактор» (акции, перформансы, живопись). Вне зависимости от выбора вида искусства, художники представляют образ шамана во множестве трансформаций – художественных, стилистических, семантических, философских. Архетип далекого прошлого становится примером актуализации древнего культурного наследия в контексте современности.

Ключевые слова

шаман
кобыз
Коркыт ата
камлания
живопись Казахстана
вышивка кесте
перформанс

Список источников и References

шедевров искусства Казахстана. Государственный музей искусств РК им. А. Кастеева. Куаныш Есиркеев (текст К. Мукажановой). – Алматы, 2022. – 240 с.

Аймухамбет, Ж. А. Коркыт ата в казахском фольклоре и литературе // Евразийский Союз Ученых. – 2016. – № 5–3(26). – С. 59–63.

Аязбекова, С. Ш. Картина мира этноса: Коркут-ата и философия музыки казахов. – 3-е изд. – Нур-Султан: АСТ Полиграф, 2021. – 282 с.

Аязбеков, С. А., Аязбекова, С. Ш. Культура и искусство Великой степи: цивилизационный контекст. – Нур-Султан: АСТ Полиграф, 2021. – 392 с. (Серия «Цивилизации и искусство Великой степи»).

Барманкулова, Б. К. Художник из Караганды Куаныш Есиркеев // Искусство: Ежемесячный журнал Министерства культуры СССР, Союза художников СССР, Академии художеств СССР. – 1990. – № 9. – С. 37–40.

Барманкулова, Б. К. История искусств Казахстана. В 3-х т. (русский). – Алматы: Онер, 2011. – Том 3: Живопись. Графика. Скульптура. – 192 с.

Барманкулова, Б. К. Абдрашит Сыдыханов: Каталог выставки к 80-летию художника. Государственный музей искусств РК им. А. Кастеева. – Алматы, 2017. – 108 с.

Газиев, И. М. Зарождение профессионализма в музыкальной культуре древних тюрков // Вестник ЧГПУ. – 2008. – № 12. – С. 179–194.

Жуйкова, Л. А. Балетный спектакль Дамира Уразымбетова «Странствия Коркыта» в контексте диалога культур // Central Asian Journal of Art Studies. – 2020. – Т. 5. – № 4. – С. 40–55. – URL: https://cajas.kz/journal/article/view/285.

Ибраева, В. В. Искусство Казахстана: Постсоветский период. – Алматы: Тонкая грань, 2014. – 144 с.

Мустафина, Р. М. Представления, культы и обряды у казахов. – Алма-Ата: Қазақ университеті, 1992. – 176 с.

Резникова, Е. И. Молдакул Нарымбетов: Каталог выставки (вступительная статья). – Алматы, 2013. – 120 с.

Тохтабаева, Ш. Ж. Этномодернизм в знаковой вышивке Зейналхана и Ботакоз Мухаметжан. – Алматы: ТОО «LA GRÂCE», 2020. – 32 с.

Филатов, В. А. Молдакул Наримбетов. Восток – Запад. 2002. Перформанс / Международный художественный фестиваль Тенгри-Умай «Открытый город»: Каталог. – Алматы, 2002. – 270 с.

References

shedevrov iskusstva Kazakhstana [orig. Russian: 100 Masterpieces of Kazakhstani Art]

– Almaty: Abilkhan Kasteyev State Museum of Arts of the Republic of Kazakhstan, 2022.

– 240 p.

Ayazbekov, S. A.; Ayazbekova S. Sh. Kultura i iskusstvo Velikoy stepi: tsivilizatsionnyy

kontekst [orig. Russian: Culture and Art of the Great Steppe: A Civilizational Context].

– Nur-Sultan: AST Polygraph, 2021. – 392 p.

Ayazbekova, S. Sh. Korkut-ata i filosofiya muzyki kazakhov: Kartina mira etnosa

[orig. Russian: Korkut-Ata and the Philosophy of Kazakh Music: A Picture of the World

of the Ethnos]. – Nur-Sultan: AST polygraph, 2021. – 282 p.

Aymukhambet, Zh. A. Korkyt Ata v kazakhskom folklore i literature [orig. Russian:

The Image of Korkyt Ata in Kazakh Folklore and Literature] // Eurasian Union

of Scientists. – 2016. – No. 5–3(26). – PP. 59‒63.

Barmankulova, B. K. Abdrashit Sydykhanov: Katalog vystavki k 80-letiyu khudozhnika

[orig. Russian: Abdrashit Sydykhanov: Exhibition Catalog for the 80th Anniversary

of the Artist]. – Almaty: Abilkhan Kasteyev State Museum of Arts of the Republic

of Kazakhstan, 2017. – 108 p.

Barmankulova, B. K. Istoriya iskusstv Kazakhstana. V 3-kh tomakh [orig. Russian: History

of Kazakhstan Arts. In 3 Volumes]. – Almaty: Oner, 2011. – Volume 3: Painting. Graphics.

Sculpture. –192 p.

Barmankulova, B. K. Khudozhnik iz Karagandy Kuanysh Yesirkeyev [orig. Russian: Artist

from Karaganda Kuanysh Yessirkeyev] // Monthly Magazine of the Ministry of Culture

of the USSR, the Union of Artists of the USSR, the Academy of Arts of the USSR. – 1990.

– No. 9. – PP. 37‒40.

Filatov, V. A. Moldakul Narimbetov. Vostok – Zapad. 2002. Performans / Mezhdunarodnyy

khudozhestvennyy festival Tengri-Umay “Otkrytyy gorod”: Katalog [orig. Russian: Moldakul

Narimbetov. East – West. 2002. Performance / International Art Festival Tengri-Umai Open

City]. – Almaty: 2002. – 270 p.

Gaziyev, I. M. Zarozhdeniye professionalizma v muzykalnoy kulture drevnikh tyurkov

[orig. Russian: Origin of Professionalism in Musical Culture of Ancient Turkis] // Bulletin

of South-Ural State Humanities-Pedagogical University. – 2008. – No. 12. – PP. 179‒194.

Ibrayeva, V. V. Iskusstvo Kazakhstana: Postsovetskiy period [orig. Russian: The Art

of Kazakhstan: The Post-soviet Period] / Valeria Ibrayeva. – Almaty: Tonkaya gran, 2014. – 144 p.

Mustafina, R. M. Predstavleniya, kulty i obryady u kazakhov [orig. Russian: Representations,

Cults and Rituals among the Kazakhs]. – Alma-Ata: Kazakh University, 1992. – 176 p.

Reznikova, Ye. I. Moldakul Narymbetov: Katalog vystavki (vstupitelnaya statya) [orig. Russian:

Moldakul Narymbetov: Exhibition Catalog (Introductory Article)]. – Almaty: 2013. – 120 p.

Tokhtabayeva, Sh. Zh. Etnomodernizm v vyshivalnoy zhivopisi Zeynalkhan i Botakoz

Mukhametzhan [orig. Russian: Ethno Modernism in Embroidery Painting Zeynalkhan

and Botakoz Mukhametzhan]. – Alma-Ata: LA GR CE, 2020. – 32 p.

Zhuikova, L. A. Baletnyy spektakl Damira Urazymbetova “Stranstviya Korkyta” v kontekste

dialoga kultur [orig. Russian: Ballet Performance Korkyt’s Wanderings by Damir Urazymbetov

in the Context of a Dialogue of Cultures] // Central Asian Journal of Art Studies. – 2020.

– Vol. 5. – No. 4. – P. 40‒55. – DOI 10.47940/cajas.v5i4.285.