Быт и экзистенция в современном искусстве Центральной Азии

Просмотры: 39

Поделиться:

Скачать статью

Авторы

Юлия Сорокина

Доктор философии (PhD), доцент кафедры арт-менеджмента и продюсирования

Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2024-06-25

Страницы статьи

120–140

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Исследование, послужившее базой для статьи, ведется автором в течение многих лет, поскольку опирается на практическую деятельность в качестве куратора и исследователя современного искусства Центральной Азии. Исследование ориентировано на анализ использования элементов быта и ежедневного бытования как технологий в современном искусстве Центральной Азии, представляя значимую концептуальную рамку для понимания эволюции художественной практики в этом регионе. Цель исследования состоит в прослеживании основных траекторий использования бытовых жестов как художественных инструментов и анализе взаимовлияния быта и экзистенции в художественной среде. Для достижения этой цели в статье используется методология, включающая в себя несколько этапов: были проведены многолетнее наблюдение и сбор материалов, в том числе архивных данных из различных источников, связанных с художественной жизнью региона; полученные материалы были проанализированы и сравнены с аналогичными процессами в других регионах и странах, что позволило выявить особенности развития и характеристики искусства Центральной Азии; на основе собранной информации был произведён синтез выводов, включая неоднозначные аспекты, связанные с имеющимися данными; для сбора информации были использованы разнообразные источники, включая участие в художественной жизни региона, посещение выставок и мероприятий, а также онлайн-ресурсы и социальные сети. В качестве маркеров результатов исследования приведены примеры творчества художников Асхата Ахмедьярова (Казахстан), Сурайо Туйчиевой (Таджикистан), коллектива Zamanbap Art (Кыргызстан) и Диляры Каиповой (Узбекистан). Их художественная практика с применением технологий традиционного бытования рассматривается в дискурсе деколониального поворота и выступает экзистенциальным фундаментом для поиска идентичности независимых государств с постсоветским прошлым в анамнезе.

Исследование проводилось как на территории Центральной Азии, так и за рубежом, включая стипендиальную программу Getty Research Institute (Лос-Анджелес, США). Такой подход позволяет шире охватить контекст и разнообразие факторов, влияющих на художественную практику, а также использовать различные перспективы и методы анализа для получения более полного понимания темы.

Ключевые слова

быт и экзистенция
архивные данные
современное искусство Центральной Азии
деколониальный поворот
идентичность

Список источников и References

Список источников

«Aspan Gallery – галерея современного искусства». Aspan Gallery, www.aspangallery.com. Дата доступа 20 апреля 2024.

«Astral Nomads – архивный ресурс о современном искусстве Центральной Азии». Astral Nomads, www.astralnomads.net. Дата доступа 20 апреля 2024.

«Horizon – архивный ресурс Центра современной культуры "Целинный"». Horizon, www.horizon.tselinny.org. Дата доступа 20 апреля 2024.

Шарипова, Диляра, и др. «Актуализация национального фольклора в графике и комиксе Казахстана». Керуен, т. 74, № 1, 2022, с. 253–264. DOI: 10.53871/2078-8134.2022.1-20.

Adjusting the Lens: Indigenous Activism, Colonial Legacies, and Photographic Heritage. Edited by Sigrid Lien and Hilde Wallem Nielssen. Vancouver, Toronto, UBC Press, 2021.

Alban Achinte, Adolfo. Texiendo textos y saberes. Cinco hijos para pensar los estudios culturales, la colonialidad y la interculturalidad. Popayán, Editorial Universidad del Cauca, Colección Estiodios (Inter)culturales, 2006. (In Spanish)

An Indigenous Present. Edited by Jeffrey Gibson and Jenelle Porter. New York, BIG NDN Press and DelMonico Books, 2023.

Beginning in the Middle: Conversations on the Post-Soviet. Saodat Ismailova, Taus Makhacheva, Babi Badalov, Almagul Menlibayeva, Yerbossyn Meldibekov, Alexander Ugay, Gulnara Kasmaliyeva, Muratbek Djumaliyev, Umida Akhmedova, Maria Mkrtycheva, Furqat Palvan-Zade. Edited by Elsbeth Dekker and Robbie Schweiger. Prinsenbeek, the Netherlands, Jap Sam Books, 2022.

Bonito Oliva, Achille. Avanguardia, transavanguardia. Milano, Electa, 1982. (In Italian)

Elliott, David. Art & Trousers: Tradition and Modernity in Contemporary Asian Art. Hong Kong, Artasiapacific Foundation, 2021.

Fluxus Codex. Edited by Jon Hendricks. Detroit, Gilbert and Lila Silverman Fluxus Collection in association with H. N. Abrams, New York, 1988.

Griniuk, Marija. “Performance Pedagogy: Performing Fluxus Pedagogy in a Contemporary Lithuanian Context.” Acta Paedagogica Vilnensia, vol. 44, Sept. 2020, pp. 152–163. DOI: 10.15388/ActPaed.44.11.

Harren, Natilee. Fluxus Forms: Scores, Multiples, and the Eternal Network. Chicago, The University of Chicago Press, 2020.

Kim, Haeju. Interview with curator. Manuscript of research materials. Almaty, 2020.

Kudaibergenova, Diana. “‘My Silk Road to You’: Re-imagining Routes, Roads, and Geography in Contemporary Art of ‘Central Asia’.” Journal of Eurasian Studies, vol. 8, no. 1, 2017, pp. 31–43. DOI: 10.1016/j.euras.2016.11.007.

Miner, Dylan A. T. Creating Aztlán: Chicano Art, Indigenous Sovereignty, and Lowriding across Turtle Island. Tucson, The University of Arizona Press, 2014.

Post-post-Soviet?: Art, Politics & Society in Russia at the Turn of the Decade. Edited by Marta Dziewańska, et al. Translated by Anna Aslanyan. Warsaw: Museum of Modern Art, 2013.

Punt, Michael, et al. “Japan Fluxus by Luciana Galliano (review).” Leonardo, The MIT Press, vol. 53, no. 3, 2020, pp. 337–338.

Re-orientation: Kunst zu Mittelasien. Catalog exhibition: 13. Juli bis 1. September 2002. Weimar, ACC Galerie, 2002. (In German)

The Australian Art Field: Practices, Policies, Institutions. Edited by Tony Bennett, et al. New York, Routledge, Taylor & Francis Group, 2020.

The Global Contemporary and the Rise of New Art Worlds. Edited by Hans Belting, et al. MIT Press, Cambridge, Massachusetts, 2013.

Tlostanova, Madina. What does it Mean to be Post-Soviet?: Decolonial Art from the Ruins of the Soviet Empire. Durham, Duke University Press, 2018.

Yessekeyeva, Emina, and Eric Venbrux. “Shamanism, Globalisation and Religion in the Contemporary Art of Said Atabekov and the Kazakh Art Collective Kyzyl Tractor.” Religions, vol. 12, no. 5, 2021, pp. 300–322. DOI: 10.3390/rel12050300.

References

Adjusting the Lens: Indigenous Activism, Colonial Legacies, and Photographic Heritage. Edited by Sigrid Lien and Hilde Wallem Nielssen. Vancouver, Toronto, UBC Press, 2021.

Alban Achinte, Adolfo. Texiendo textos y saberes. Cinco hijos para pensar los estudios culturales, la colonialidad y la interculturalidad. Popayán, Editorial Universidad del Cauca, Colección Estiodios (Inter)culturales, 2006. (In Spanish)

An Indigenous Present. Edited by Jeffrey Gibson and Jenelle Porter. New York, BIG NDN Press and DelMonico Books, 2023.

“Aspan Gallery – Contemporary Art Gallery.” Aspan Gallery, www.aspangallery.com. Accessed 20 April 2024.

“Astral Nomads – Archival Resource about Contemporary Art of Central Asia.” Astral Nomads, www.astralnomads.net. Accessed 20 April 2024.

Beginning in the Middle: Conversations on the Post-Soviet. Saodat Ismailova, Taus Makhacheva, Babi Badalov, Almagul Menlibayeva, Yerbossyn Meldibekov, Alexander Ugay, Gulnara Kasmaliyeva, Muratbek Djumaliyev, Umida Akhmedova, Maria Mkrtycheva, Furqat Palvan-Zade. Edited by Elsbeth Dekker and Robbie Schweiger. Prinsenbeek, the Netherlands, Jap Sam Books, 2022.

Bonito Oliva, Achille. Avanguardia, transavanguardia. Milano, Electa, 1982. (In Italian)

Elliott, David. Art & Trousers: Tradition and Modernity in Contemporary Asian Art. Hong Kong, Artasiapacific Foundation, 2021.

Fluxus Codex. Edited by Jon Hendricks. Detroit, Gilbert and Lila Silverman Fluxus Collection in association with H. N. Abrams, New York, 1988.

Griniuk, Marija. “Performance Pedagogy: Performing Fluxus Pedagogy in a Contemporary Lithuanian Context.” Acta Paedagogica Vilnensia, vol. 44, Sept. 2020, pp. 152-63. DOI: 10.15388/ActPaed.44.11.

Harren, Natilee. Fluxus Forms: Scores, Multiples, and the Eternal Network. Chicago, The University of Chicago Press, 2020.

“Horizon – Archival Resource of the Center for Contemporary Culture Tselinny.” Horizon, www.horizon.tselinny.org. Accessed 20 April 2024.

Kim, Haeju. Interview with curator. Manuscript of research materials. Almaty, 2020.

Kudaibergenova, Diana. “‘My Silk Road to You’: Re-imagining Routes, Roads, and Geography in Contemporary Art of ‘Central Asia’.” Journal of Eurasian Studies, vol. 8, no. 1, 2017, pp. 31–43. DOI: 10.1016/j.euras.2016.11.007.

Miner, Dylan A. T. Creating Aztlán: Chicano Art, Indigenous Sovereignty, and Lowriding across Turtle Island. Tucson, The University of Arizona Press, 2014.

Post-post-Soviet?: Art, Politics & Society in Russia at the Turn of the Decade. Edited by Marta Dziewańska, et al. Translated by Anna Aslanyan. Warsaw: Museum of Modern Art, 2013.

Punt, Michael, et al. “Japan Fluxus by Luciana Galliano (review).” Leonardo, The MIT Press, vol. 53, no. 3, 2020, pp. 337–338.

Re-orientation: Kunst zu Mittelasien. Catalog exhibition: 13. Juli bis 1. September 2002. Weimar, ACC Galerie, 2002. (In German)

Sharipova, Dilyara, et al. “Aktualizacija nacional'nogo fol'klora v grafike i komikse Kazahstana.” [“Actualization of National Folklore in Graphics and Comics of Kazakhstan.”] Keruen, no. 74 (1), 2022, pp. 253–264. DOI: 10.53871/2078-8134.2022.1-20 (In Russian)

The Australian Art Field: Practices, Policies, Institutions. Edited by Tony Bennett, et al. New York, Routledge, Taylor & Francis Group, 2020.

The Global Contemporary and the Rise of New Art Worlds. Edited by Hans Belting, et al. MIT Press, Cambridge, Massachusetts, 2013.

Tlostanova, Madina. What does it Mean to be Post-Soviet?: Decolonial Art from the Ruins of the Soviet Empire. Durham, Duke University Press, 2018.

Yessekeyeva, Emina, and Eric Venbrux. “Shamanism, Globalisation and Religion in the Contemporary Art of Said Atabekov and the Kazakh Art Collective Kyzyl Tractor.” Religions, vol. 12, no. 5, 2021, pp. 300–322. DOI: 10.3390/rel12050300.