Практика игры на сантуре американцев иранского происхождения в Северной Калифорнии

Просмотры: 95

Поделиться:

Скачать статью Английский

Автор

Рузбех Нафиси

												

Магистр искусств, докторант факультета этномузыковедения и музыкальной акустики

Венский университет музыки и исполнительского искусства

Австрия

https://orcid.org/0009-0000-0860-8924

Информация о статье

Дата публикации статьи

2024-05-24

Страницы статьи

17–39

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

В Северной Калифорнии проживают американцы иранского происхождения, которые играют на сантуре – своеобразном иранском музыкальном инструменте. Настоящая статья посвящена этому сообществу и рассматривает следующие вопросы:

– эстетические представления об иранских сантурах и их звучании, которых придерживаются играющие на них американцы иранского происхождения в Северной Калифорнии;

– социальное применение иранских сантуров в Северной Калифорнии.

Основой для данной работы послужили совместные исследования. Партнеры по исследованию приняли участие в интенсивных интервью, а также поделились своим мнением о различных музыкальных образцах. Также были проведены литературные исследования, которые позволили уточнить необходимые исторические и социальные источники. Особый интерес автора статьи к сантуру побудил провести данное исследование. Одним из его аспектов является особое внимание к дискурсу диаспоры в этномузыковедении. Хотя существует тесная связь между исполнителями сантура в Иране и американцами иранского происхождения, играющими на нем в Северной Калифорнии, последняя группа имеет свою особую социальную идентичность и придерживается своих интересов. Их репертуар выходит за рамки иранской музыки в том виде, в каком ее понимают в Иране: он включает в себя не только иранскую народную музыку, но также перенимает ее у соседних этноменьшинств, таких как, например, американцы индийского происхождения. Что касается социального применения сантура в Северной Калифорнии, то в этом исследовании основное внимание уделяется двум основным тенденциям: политическим мотивам и заинтересованности в установлении диалога с соседними культурами. В обоих случаях очевидна роль импровизации, вдохновленной радифом. В Северной Калифорнии сантур используется различными слоями общества. Иногда эта практика выходит за рамки ирано-американского сообщества. Поскольку это исследование сосредоточено на конкретной практике использования сантура вне его родины, его результаты могут внести вклад не только в этномузыковедение, но и в изучение диаспоры, историю музыки и такие творческие направления, как музыкальное исполнительство и импровизация.

Ключевые слова

сантур
американцы иранского происхождения
Северная Калифорния
дискурс диаспоры в этномузыковедении
импровизация
радиф

Список источников и References

“A Northern Californian Collaboration of Iranian and Indian Santurs: Tarun Bhattacharya and Roozbeh Nafisi, 2007.” YouTube, uploaded by twothousandand8, youtu.be/_auNmMntgZ4. Accessed 25 April 2024.

“A North-Californian Youth Collaboration of Santur and Tonbak: Keihani, Armin and Azeen Keihani, 2008.” YouTube, uploaded by twothousandand8, youtu.be/ppR1JiZo5lM. Accessed 25 April 2024.

“A North-Californian Contemporary Composition with Santur: Roozbeh Nafisi, 2005.” YouTube, uploaded by twothousandand8, youtu.be/rtfb8MqXoU0. Accessed 25 April 2024.

“A Rare Video: Ostad Reza Varzandeh’s Santur Playing with Amir Nasser Eftetah on Tonbak and Hasan Nahid on Ney at a Concert of Ahdieh’s.” YouTube, Iranian National TV, 1970’s. Undated. Uploaded 2014, youtu.be/biUzLRKLWe8. Accessed 25 April 2024.

‘Anonymous’. Skype interview by Author (Vienna–Rancho Cordova). 06 September 2020. Private Archive.

Bashash, Saeid. Skype interview by Author (Vienna–San Jose). 19 August 2020. Private Archive.

Basmenji, Kaveh. Tehran Blues: Youth Culture in Iran. London, Saqi Books, 2013.

Farhat, Hormoz. The Dastgah Concept in Persian Music. Cambridge, Cambridge University Press, 2004.

Foltz, Richard. Iran in World History. Oxford, Oxford University Press, 2016.

“Improvisation and Talk: Pesheng Kamkar, 2018.” YouTube, uploaded by Santur Center, youtu.be/vboL8y_nm4Y. Accessed 25 April 2024.

Khiabani, Gholam. “The Iranian Press, State, and Civil Society.” Media, Culture and Society in Iran: Living with Globalization and the Islamic State, edited by Mehdi Semati. London & NY: Routledge, pp. 17–36.

Khomeini, Ruhollah. “Sahifa Imam.” [“Divine and Political Will.”] Complete Works of Khomeini’s. Tehran, Institute for the Compilation and Publication of Imam Khomeini’s Works, 2010. (In Farsi)

Larsen, Reif. “Diasporas.” Virginia Quarterly Review, vol. 90, no. 1, 2014, pp. 26–27, www.muse.jhu.edu/article/543229. Accessed 24 April 2024.

Minooei, Faraz. Skype Interview by Author (Vienna–San Jose). 13 June 2020. Private Archive.

Movahed, Maryam, and Gholam Hossein Mohammadi Zadeh. “A Survey about Cultural Relation Joints between Iran and Austria to Design House of Culture.” International Journal of Architecture, Arts and Applications, vol. 3, no. 3, 2017, pp. 31–37. DOI: 10.11648/j.ijaaa.20170303.11.

Payvar, Faramarz. Radife dowreye ebtedayeeye santoor [Elementary Courses of Santur]. Mahoor Institute of Culture and Art, 2015. (In Farsi)

Payvar, Faramarz. “Bayat-e Tork.” [“Bayat-e Tork Mode.”] Vocal Performances of Ostad Mahmoud Karimi. CD Jacket, edited by Mahoor. Mahoor Institute of Culture and Art, pp. 1–2. (In Farsi)

Rahimieh, Nasrin. Iranian Culture: Representation and Identity. London & NY: Routledge, 2016.

Raji, Sanaz. “The Iranian Diaspora in the West.” Diasporas: Concepts, Intersections, Identities, edited by Kim Knott & Sean McLoughlin. London, Zed Books, 2010, pp. 193–197. DOI: 10.5040/9781350219595.ch-033.

Saremi, Mansur. “Bayat-e Isfahan.” [“Bayat-e Isfahan Mode.”] A Century of Santur: Contemporary Performance Styles. CD Jacket, edited by Majid Kiani. Mahoor Institute of Culture and Art, pp. 1–2. (In Farsi)

Siamdoust, Nahid. “Neither ‘Islamic’ nor a ‘Republic’: Discourses in Music.” Cultural Revolution in Iran: Contemporary Popular Culture in the Islamic Republic, edited by Annabelle Sreberny & Massoumeh Torfeh. London and New York: I. B. Tauris, pp. 151–187.

Slobin, Mark. “Music in Diaspora: The View from Euro-America.” Diaspora: A Journal of Transnational Studies, vol. 3, no. 3, 1994, pp. 243–251. DOI: 10.1353/dsp.1994.0012.

Solomon, Thomas. “Theorizing Diaspora and Music.” Lidé města, vol. 17, no. 2, 2015, pp. 201–219. DOI: 10.14712/12128112.3399.

Tsubakihara, Atsuko. “Putting ‘Tehrangeles’ on the Map: A Consideration of Space and Place for Migrants.” Bulletin of the Osaka National Museum of Ethnology, vol. 37, no. 3, 2013, pp. 331–357. DOI: 10.15021/00003846.

Whitlock, Gillian. “From Tehran to Tehrangeles: The Generic Fix of Iranian Exilic Memoirs.” ARIEL: A Review of International English Literature, vol. 39, no. 1–2, 2008, pp 7–27.