Балет Павла Гончарова и модерн: на перекрестке двух методов одного стиля

Просмотры: 83

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Татьяна Портнова

												

Доктор искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения

Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина

Российская Федерация

Информация о статье

Дата публикации статьи

2023-03-29

Страницы статьи

34–51

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

В статье рассматривается творчество Павла Ивановича Гончарова (1886–1941) – артиста балета и художника, не столь известного среди мастеров русского модерна, однако интересного автора конца XIX – начала ХХ века, создавшего уникальную серию графических работ, посвященную русскому балету. Акцентируя внимание на художественных особенностях стиля модерн, автор отмечает, что художник начал свое развитие с архитектуры, декоративно-прикладного искусства, графики и распространился на хореографию, в том числе на классический танец. Взаимодействие смежных искусств (графики и балета) привело к образованию синтетических визуальных образов, которые анализируются в статье в морфологическом, стилистическом, композиционном контекстах. Используя преимущественно историко-культурологический и типологический методы исследования, автор выделяет ряд направлений в изобразительном творчестве П. Гончарова: персонажные актерские образы, наброски к балету «Жар-птица», автолитографии к танцсимфонии Ф. Лопухова «Величие мироздания» и книжную графику к балетным изданиям. Проводятся аналогии с эстетикой произведений художников «Мира искусства», графика которых включала театрализованный концепт, проявляясь в рисованной силуэтности изображения, эффектных позах и жестах, актерской чувственности, сценичности костюмов. Делается вывод о том, что танцевальная пластика модерна, заимствуя многие элементы графического языка на рубеже XIX–ХХ веков, создала многовариантные художественно-стилистические приемы, одним из примеров которого является образный формат работ П. И. Гончарова, при этом обладающих индивидуальной системой выразительных средств.

Ключевые слова

П. И. Гончаров
балетная серия
стиль модерн
творческий метод
графический язык
пластика танца
синтетический образ

Список источников и References

Борисоглебский, М. В. Материалы по истории русского балета. – Ленинград: Издательство Ленинградского государственного хореографического училища, 1938–1939. – Т. 1 – 1938. – 379 с. – Т. 2 – 1939. – 355 с.

Ваганова, А. Я. Основы классического танца : учебник / вступит. статья И. И. Соллертинского. – 1-е изд. – Ленинград: ОГИЗ ГИХЛ, 1934. – 192 с.

Гончаров, П. И. Балет в рисунках Павла Гончарова : альбом / вступит. статья П. И. Гончарова. – Петербург: Изд. А. Н. Лаврова, 1922. – 22 л. ил. 36×26 см.

Добровольская, Г. Н. Федор Лопухов. – Ленинград: Искусство, 1976. – 319 с. Иванов, И. И. М. Фокин. – Петербург: Academia, 1923.

Лопухов, А. В., Ширяев А. В., Бочаров, А. И. Основы характерного танца : учебное пособие. – Ленинград: Издательство Ленинградского государственного хореографического училища, 1939. – 188 с.

Лопухов, Ф. В. Величие мироздания: Танцсимфония Федора Лопухова. Музыка Л. Бетховена. Четвертая симфония. С автолитосилуэтами Павла Гончарова. – Петербург: Изд. Г. П. Любарского, 1922. – 20 с

Бетховена. Четвертая симфония. С автолитосилуэтами Павла Гончарова. – Петербург: Изд. Г. П. Любарского, 1922. – 20 с.

Лопухов, Ф. В. Пути балетмейстера. – Берлин: Петрополис, 1925. – 173 с.

Лопухов, Ф. В. Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера / лит. ред. и автор вступит. статьи Ю. И. Слонимский. – Москва: Искусство, 1966. – 367 с.

Николаева, Н. С. Японские мотивы в искусстве модерна // Вопросы искусствознания. – 1994. – № 2–3. – С. 312–326.

Сарабьянов, Д. В. К определению стиля модерн // Советское искусствознание. – 1978. – Вып. 2. – С. 206–225.

Фокин, М. М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи. Письма / ред.-сост. и автор вступит. статьи Ю. И. Слонимский. – Ленинград – Москва: Искусство, 1962. – 639 с.

Borisoglebskiy, M. Materialy po istorii russkogo baleta [orig. Russian: Materials on the History of Russian Ballet]. – Leningrad: Leningrad State Choreographic School, 1938–1939. – Vol. 1 – 1938. – 379 p. – Vol. 2 – 1939. – 355 p.

Dobrovolskaya, G. N. Fyodor Lopukhov [orig. Russian: Fyodor Lopukhov]. – Leningrad: Art, 1976. – 319 p.

Fokine, M. M. Protiv techeniya. Vospominaniya baletmeystera. Stati. Pisma [orig. Russian: Against the Tide. Memories of the Ballet Master. Articles. Letters]. / editor and author of introduction article by Y. I. Slonimskiy. – Leningrad – Moscow: Art, 1962. – 639 p.

Goncharov, P. I. Balet v risunkah Pavla Goncharova [orig. Russian: Ballet in the Drawings by Pavel Goncharov] : album/ introduction article by P. I. Goncharov. – Saint Petersburg: Publ. A. N. Lavrov, 1922, 22 sheets ill. 36×26 cm.

Ivanov, I. I. Michel Fokine [orig. Russian: Michel Fokine]. – Saint Petersburg: Academia, 1923.

Lopukhov, A. V., Shiryaev A. V., Bocharov, A. I. Osnovy klassicheskogo tantsan : [orig. Russian: Fundamentals of Character Dance]: college book. – Leningrad: Publishing House of Leningrad State Choreographic School, 1939. – 188 p.

Lopukhov, F. V. Puti baletmeystera [orig. Russian: Ways of a Ballet Master]. – Berlin: Petropolis, 1925. – 173 p.

Lopukhov, F. V. Shestdesyat let v balete. Vospominaniya i zapiski baletmeystera [orig. Russian: Sixty Years in Ballet. Memories and Notes of a Ballet-Master] / copy editor and introduction article by Y. I. Slonimskiy. – Moscow: Art, 1966. – 367 p.

Lopukhov, F. V. Velichiye mirozdaniya: Tantssimfoniya of Fyodor Lopukhov [orig. Russian: The Majesty of Creation. Dance Symphony by Fyodor Lopukhov]. Music by L. Beethoven. Fourth Symphony. With autolithosilhouettes by Pavel Goncharov. – Saint Petersburg: Publ. by G. P. Lubarskiy, 1922. – 20 p.

Nikolaeva, N. S. Yaponskiye motivy v iskusstve moderna [orig. Russian: Japanese Motifs in Art of Modernist Style]. // Issue of Art Expertise. – 1994. – No. 2–3. – PP. 312–326.

Sarabyanov, D. V. K opredeleniyu stilya modern [orig. Russian: To the Definition of Art Nouveau Style] // Soviet Art Expertise. – 1978. – Issue 2. – PP. 206–225

Vaganova, A. Ya. Osnovy klassicheskogo tantsa [orig. Russian: Fundamentals of Classical Dance] / introduction article by I. I. Sollertinskiy. – 1st edition – Leningrad: OGIZ GIHL, 1934. – 192 p.