Информация о статье
Дата публикации статьи
2021-12-30
Страницы статьи
24-31
Раздел
Искусство и гуманитарные науки
Лицензия
Аннотация
Статья посвящена вопросам воплощения мифологической тематики во французской флейтовой музыке. Автором, на основе работ А. Лосева, К. Леви-Стросса, М.Элиаде, Ю. Зуева, С. Кондыбая, З. Наурзбаевой, рассматриваются общие для мифа и музыки характеристики, акцентируются актуальность и специфичность музыкальных произведений на мифологическую тематику.
В статье отмечаются новые способы актуализации мифа в современном гуманитарном знании, в том числе - использование мифов как основы для научной реконструкции исторических событий, культурных представлений народа, философских, эстетических и музыкальных концепций. Обозначаются и важные характеристики флейты, обостряющие значимость тематики именно для этого инструмента: распространенность флейтовых инструментов у народов мира, изобилие и разнообразие мифов о происхождении флейты.
На основе анализа флейтовых произведений К. Райнеке («Ундина»), К. Дебюсси («Послеполуденный отдых фавна», «Сиринкс»), А. Жоливе («Песня Линоса»), выводятся свойственные для флейтовой музыки на мифологическую тему композиционные и исполнительские приемы. Личностная трактовка мифов французскими композиторами обеспечивается новыми способами организации звуков, своеобразный выбор средств музыкальной выразительности рождает новые смыслы, воссоздает новое прочтение мифов.
Ключевые слова
флейта
миф
мифологическая тематика
французская музыка
новое прочтение мифов
Список источников и References
Лосев, А.Ф. Диалектика мифа. – М.: «Правда», 1990. – 5 с.
Манторова, А.В. Реферат. История изучения мифа в науках о человеке. – Пермь, 2016. – 15 с.
Леви-Стросс, К. Структурная антропология. Структура мифа / Пер. с фр. В.В.Иванова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 213-242 с.
Леви-Стросс, К. «Мифологики. І. Сырое и приготовленное». – М., 2006 г. – 25 с.
Элиаде, М. «Аспекты мифа». Издание на русском языке, перевод Большаков В., – М., 1994. -23
Агелеуов, Г.Е. Йол-тенгри - бог пути в мифотворчестве древних тюрков // Военное искусство кочевников Центральной Азии и Казахстана. – Алматы, 1998. С. 101-105.
Наурзбаева, З. Женские образы в мифологии предказахов Серикбола Кондыбая. – Алматы, 2021 - 336 с.
Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1974. –58.
Кондыбай, С. «Казахская степь и германские боги». – Алматы, «Зерде», 2001.
Герцман, Е.В. Музыка древней Греции и Рима. – Санкт-Петербург., 1995. – 52 с.
Коршунова, Н.Н. История и культурология. Вестник КрасГАУ, 2012, №4. – 215 с.
Перич, О.В. Р. Вагнер и К. Дебюсси: к вопросу о мифологических основах творчества / Знание. Понимание. Умение, 2010, №1. – 246 с.
Losev, A.F. Dialektika mifa. – M.: «Pravda», 1990. – 5 р.
Mantorova, A.V. Referat. Istoriya izucheniya mifa v naukakh o cheloveke. – Perm, 2016. – 15 р.
Levi-Stross, K. Strukturnaya antropologiya. Struktura mifa / Per. s fr. V.V.Ivanova. – M.: Izd-vo EKSMO-Press, 2001. – 213-242 р.
Levi-Stross, K. «Mifologiki. І. Syroye i prigotovlennoye». – M., 2006 g. – 25 р.
Eliade, M. «Aspekty mifa». Izdaniye na russkom yazyke, perevod Bolshakov V., – M., 1994. – р. 23
Ageleuov, G.E. Yol-tengri - bog puti v mifotvorchestve drevnikh tyurkov // Voyen-noye iskusstvo kochevnikov Tsentralnoy Azii i Kazakhstana. – Almaty, 1998. Р. 101-105.
Naurzbayeva, Z. Zhenskiye obrazy v mifologii predkazakhov Serikbola Kondybaya. – Almaty, 2021 - 336 р.
Asafyev, B.V. Muzykalnaya forma kak protsess. – L., 1974. – р. 58.
Kondybay, S. «Kazakhskaya step i germanskiye bogi». – Almaty, «Zerde», 2001.
Gertsman, Ye.V. Muzyka drevney Gretsii i Rima. – Sankt-Peterburg., 1995. – 52 р.
Korshunova, N.N. Istoriya i kulturologiya. Vestnik KrasGAU, 2012, №4. – 215 р.
Perich, O.V. R. Vagner i K. Debyussi: k voprosu o mifologicheskikh osnovakh tvor-chestva / Znaniye. Ponimaniye. Umeniye, 2010, №1. – 246 р.