Семиотический потенциал мифологики: постметафизическая версия

Просмотры: 123

Поделиться:

Скачать статью Английский

Авторы

Альмира Наурзбаева

												

Доктор философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Динара Сайкенева

												

Корреспондирующий автор

PhD, ассоциированный профессор кафедры востоковедения

Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана

Казахстан

https://orcid.org/0000-0002-0333-188X

Информация о статье

Дата публикации статьи

2023-03-29

Страницы статьи

60–72

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Миф был и остаётся загадкой для науки, порождающей своим интересом к нему бесконечное множество как теорий и концепций, так и новых вопросов. Один из них – в чем кроется феномен мифа, если он бесконечен своей семантической интерпретацией мира, при этом не расстающийся со своей символической природой. Если понятия «миф» и «логика» долгое время находились в некоторой концептуально противоположной диспозиции, то языковая парадигма философии культуры, рождённая в лоне постметафизики, открыла возможность всемерно рассуждать о логике мифа.
Миф в философии Фридриха Ницше тотален – он в языке и стиле, в числе средств логических построений его текстов и т. п., поскольку для него само существование мира семиотично. Феноменология Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера заговорила о мифе в ключе поиска и воссоздания их первичных значений как опорных понятий онтологии. Философия символических форм Эрнста Кассирера, как и апология логики мифа Алексея Лосева, Якова Голосовкера, рассмотрены в аспекте обоснования знаковой природы мифа как манифестирующего бытие символическим языком его осязаемую сакральность.
Мифологика – понятие, используемое в данной работе, не претендует на статус термина, но легитимность его обосновывается учением Клода Леви-Стросса, «заряженным» идеями экзистенциальной философии, которые содействовали раскрытию феномена «подручности» как проявления непосредственной чувственности к миру как сущему. Разворачиваемые далее в данной статье идеи о сакральной природе символа служили обоснованием возможности вести разговор о мифологике как о способе кодирования сакрального, особо значимого и вещного в символе. Делается предположение, что символическое бытует в пространстве сакрального, потеря которого преобразует его в знак.

Ключевые слова

миф
постметафизика
мифологика
мифологическое мышление
семиотика
символическое

Список источников и References

Bachelard, G. Psikhoanaliz ognya [orig. Russian: The Psychoanalysis of Fire]. – Moscow: Progress, 1993. – 176 p.

Cardini, F. Istoki srednevekovogo rytsarstva [orig. Russian: The Origins of Medieval Knighthood]. – Sretensk: MTSIFI, 2000. – 352 p.

Cassirer, E. Fenomnologiya poznaniya // Filosofiya simvolicheskikh form [orig. Russian: The Philsosophy of Symbolic Forms]. – Moscow: Akademicheskiy Proekt, 2011. – 398 p.

Dmytro, Ch.; Kobcinska, O; Mosenkis, Iu. Mythological Intertext in Maeterlinck’s Pelléas and Mélisande // Litera: Journal of Language, Literature and Cultural Studies. – 2021. – No. 2 (31). – P. 605–618. – DOI: 10.26650/LITERA2021-87144.

Foucault, M. Drugie prostranstva [orig. Russian: Other Spaces] // Intellektualy i vlast: Izbrannye politicheskie stati, vystupleniya i intervyu [orig. Russian: Intelligience and Authority. Selected Articles, Speaking and Interview]. – Moscow: Praksis, 2006. – P. 191–204.

Gadamer, H. G. Aktualnost prekrasnogo [orig. Russian: The Relevance of Beauty]. – Moscow: Iskusstvo, 1991. – 371 p.

Golosovker, Ya. E. Logika mifa [orig. Russian: The Logic of Myth]. – Moscow: Main Editors Office of Oriental Literature of Nauka, 1987. – 218 p.

Heidegger, M. Bytie i vremya [orig. Russian: Being and Time]. – Kharkov: Folio, 2003. – 503 p.

Husserl, E. Krizis evropeyskogo chelovechestva i filosofiya [orig. Russian: The Crisis of European Humanity and Philosophy] // Kulturologiya. XX vek. Antologiya. – Moscow: Yurist, 1995. – P. 297–330.

Klempe, S. H. Mythical Thinking, Scientific Discourses and Research Dissemination // Integrative Psychological and Behavioral Science. – 2011. – No. 2 (45). – P. 216–22 – DOI: 10.1007/s12124-011-9160-0.

Lévi-Strauss, C. Mifologiki: Syroe i prigotovlennoe [orig. Russian: Mythologiques: The Raw and The Cooked]. – Moscow: Flyuid, 2006. – 399 p.

Lévi-Strauss, C. Pervobytnoe myshlenie [orig. Russian: Primary Thought] / tr. A. N. Ostrovsky. – Moscow: TERRA, 1999. – 392 p.

Losev, A. F. Iz rannikh proizvedeniy [orig. Russian: Early Works] // Dialektika mifa [orig. Russian: Dialectics of Myth]. – Moscow: Pravda, 1990. – 655 p.

Nietzsche, F. Rozhdenie tragedii. Iz naslediya 1869–1873 godov [orig. Russian: The Birth of Tragedy] // Full Collection of Works in 13 Volumes. – Moscow: Kulturnaya revolyutsiya, 2012. – P. 416.

Pyatigorskiy, A. Mifologicheskie razmyshleniya. Lektsii po fenomenologii mifa [orig. Russian: Mythological Thinking. Lectures on the Phenomenology of Myth]. – Moscow: Yazyki russkoy kultury, 1996. – 288 p.

Toporov, V. O rituale [orig. Russian: About the Ritual] // Arkhaicheskiy ritual v folklornykh i ranneliteraturnykh pamyatnikakh [orig. Russian: Archaic Ritual in Folklore and Early Literary Monuments]. – Moscow: Nauka, 1988. – P. 7–60.