Исполнительские интерпретации «симфонических этюдов» соч. 13 Р. Шумана: сравнительный аспект

Просмотры: 16

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Дамиля Джаксылыкова

												

Магистрант 2-го курса кафедры фортепиано

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2022-03-30

Страницы статьи

43-50

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей исполнительских трактовок «Симфонических этюдов» Р. Шумана (ор. 13). Цель статьи — выявить особенности индивидуальных авторских прочтений одного из значительных сочинений фортепианной музыки, в связи с чем был предпринят сравнительный анализ исполнительских трактовок в интерпретациях двух выдающихся музыкантов-пианистов – Владимира Владимировича Софроницкого и Эмиля Григорьевича Гилельса. Материалом для сравнительного анализа послужили звукозаписи, различные издания нот, а также исследования в исполнительском аспекте интерпретаций пианистов, представляющих разные исполнительские школы. Сравнительный анализ исполнительских трактовок, в том числе фортепианной фактуры, является важнейшим этапом осмысления и более глубокого изучения характерных особенностей индивидуального стиля каждого исполнителя, неповторимого донесения до слушателя композиторских идей и замыслов. Данная статья может использоваться в учебных целях при изучении фортепианного творчества Р. Шумана, а также для углубленного и осмысленного понимания композиторского посыла при исполнении данного произведения.

Ключевые слова

Роберт Шуман
фортепианная фактура
трактовки
интерпретация
сравнительный анализ
стиль
исполнитель

Список источников и References

Конен В. Д. История зарубежной музыки. [Текст] / Вып. 3: С 1789 года до середины XIX века // Музыка. Издание пятое. – М, – 1981. – 534 с.

Житомирский Д. В. Шуман. [Текст] / Музгиз, – М, –1960. – 88 с.

Асафьев Б. В. О симфонической и камерной музыке. [Текст] / Музыка, – Л. –1981. – 216 с.

Шуман Р. Письма: [в 2 т.] [Текст]/ Сост., ред., коммент. Д. В. Житомирский //Музыка, – Т. I., – М., –1970. – 719 с.

Генн-Бердникова Е. Лицо трагедии. [Интернет] 2021 : URL:

https://m.rusmir.media/2008/10/01/pianist [Цитировано: 30.05.2021]

Баренбойм Л. А. Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста [Текст] / Советский композитор/ – М, –1990. – 261 с.

Флиер Я. В. Щедрость художника [Текст] / Советская музыка, 1976, № 10. /Данная статья опубликована также в сборнике «Яков Флиер: Статьи, воспоминания, интервью» // Советский композитор //–М, –1983. – 235 с.

Konen V. D. Istoriâ zarubežnoj muzyki. [Tekst] / Vyp. 3: S 1789 goda do serediny XIX veka // Muzyka. Izdanie pâtoe. – M, – 1981. – 534 p.

Žitomirskij D. V. Šuman. [Tekst] / Muzgiz, – M, –1960. – 88 p.

Asaf’ev B. V. O simfoničeskoj i kamernoj muzyke. [Tekst] / Muzyka, – L. –1981. – 216 p.

Šuman R. Pis’ma: [v 2 t.] [Tekst]/ Sost., red., komment. D. V. Žitomirskij //Muzyka, – T. I., – M., – 1970. – 719 p.

Genn-Berdnikova E. Lico tragedii. [Internet] 2021 // URL: https://m.rusmir.media/2008/10/01/pianist 6. Barenbojm L. A. Èmil’ Gilel’s. Tvorčeskij portret artista [Tekst] / Sovetskij kompozitor/ – M, –1990. – 261 p.

Flier Â. V. Ŝedrost’ hudožnika [Tekst] / Sovetskaâ muzyka, 1976, № 10. /Dannaâ stat’â opublikovana takže v sbornike «Âkov Flier: Stat’i, vospominaniâ, interv’û» // Sovetskij kompozitor //–M, –1983. – 235 p.