Тембральные эксперименты Игоря Пинхасова и его электронная музыка

Просмотры: 242

Поделиться:

Скачать статью Английский

Авторы

Шойиста Ганиханова

Доктор искусствоведения (DSc), профессор кафедры истории музыки и критики, заместитель главного редактора научно-методического журнала “Musiqa”

Государственная консерватория Узбекистана

Узбекистан

https://orcid.org/0000-0003-3197-0774

Информация о статье

Дата публикации статьи

2024-03-22

Страницы статьи

17-30

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Электроакустическая музыка стала одним из главных полей экспериментов для многих современных композиторов. Известный композитор Узбекистана Игорь Пинхасов работает как в этом жанре, так и в жанрах академической музыки, а также пишет саундтреки к фильмам. В статье представлено исследование специфики его композиционного мышления на примере альбома Time Helix, вышедшего в 2015 году под лейблом Emu Bands.

Методология анализа электроакустической музыки зависит от конкретного звукового материала, используемого композитором. Но в целом такой анализ выполняется на слух и включает создание хронометрической схемы. Поскольку автора статьи особенно интересовал тембровый аспект, в схемах учитывались в первую очередь именно тембры. В ходе исследования проанализированы разноплановые композиции из альбома: Light of Sirius, The Power of Machines, Echoes of Samarkand и Memories. Во всех этих композициях тембр выступает одним из главных факторов формообразования.

Тембровая драматургия в сочинениях И. Пинхасова базируется на нескольких факторах: сюжетности, поликультурности, пространственности и структуре. Отсюда проявляется полифункциональность акустических и электронных тембров как один из принципов его композиционного мышления. Тембровыми средствами достигается конкретность содержания, интрамузыкальная программность, а также связанные с нею жанровые ассоциации (джаз, традиционная узбекская музыка и др.). Подобно оркестровым инструментовкам, тембры в электронной музыке композитора формируют виртуальное пространство, определяют форму композиций и их внутреннюю драматургию.

В ходе исследования апробирован метод тембрового анализа электронной музыки. Его применение адаптировано к исследуемому материалу (музыке И. Пинхасова). В дальнейшем технология составления хронометрических таблиц может быть доработана, что обеспечит возможность использования метода в анализе электроакустической музыки аналогичного плана.

Ключевые слова

электроакустическая музыка
Игорь Пинхасов
электронная музыка
звуковое пространство
хронометрическая схема
тембр
полифункциональность тембров
интрамузыкальная программность
тембровый анализ
композиционные принципы в музыке

Список источников и References

Artemyev, Eduard. Lectures [delivered] at the Moscow State Conservatory in 1992–1994. Transcription by Elena Fatyanova (personal archive of E. Fatyanova).

Asafyev, Boris. Muzykalnaya forma kak process [Musical Form as a Process]. Leningrad, 1971, 344 p. (In Russian)

Bossis, Bruno. “The Analysis of Electroacoustic Music: from Sources to Invariants.” Organized Sound, vol. 11, no. 2, 2006, pp. 101–112. DOI: 10.1017/S135577180600135X.

Eisenstein, Sergey. Budushee zvukovoj filmy. – Zayavka. [The Future of Sound Film. – Application]. Izbrannye proizvedeniya v shesti tomah [Selected Works in Six volumes], vol. 2, Moscow, 1964, 316 p. (In Russian)

Fatyanova, Elena. “Misteriya zvuka Eduarda Artemeva.” [“Sound Mystery of Eduard Artemyev.”] Muzykalnaya akademiya [Music Academy], no. 2 (770), 2020, pp. 99–103. DOI: 10.34690/69. (In Russian)

Fatyanova, Elena. “Simulyakry v elektronnoj muzyke: imitaciya akusticheskih tembrov.” [“Simulacra in Electronic Music: Acoustic Timbres Imitation.”] Problemy muzykalnoj nauki / Music Scholarship, vol. 46, no. 1, 2022, pp. 161–70. (In Russian)

Ganikhanova, Shoyista. “Kompozicionnye principy i kinematograficheskoe myshlenie Kloda Debyussi i Morisa Ravelya.” [“Compositional Principles and Cinematic Thinking of Claude Debussy and Maurice Ravel.”] Obshestvo i innovacii [Society and Innovation], vol. 1, no. 1/s, 2020, pp. 698–05. DOI:10.47689/2181-1415-vol1-iss1/s-pp698-705. (In Russian)

Ganikhanova, Shoyista. “Muzyka v kino Uzbekistana v kontekste problemy sinteza iskusstv.” [“Cinema Music in Uzbekistan in the Context of the Issue of Synthesis of the Arts.”] Problemy muzykalnoj nauki / Music Scholarship, no. 4, 2021, pp. 189–196. DOI: 10.33779/2782-3598.2021.4.189-196. (In Russian)

Kamolidinova, Mokhinur. “Parametry zvukovogo prostranstva, processualnosti I tembra v elektronnoj muzyke.” [“Sound Space Parameters, Processality and Timbre in Electronic Music.”] Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya [Problems of Modern Science and Education], no. 7 (185), 2023, pp. 102–105. (In Russian)

Komarova, Tatyana. “Ehlektroakusticheskaya muzyka: k probleme traktovki termina i opredeleniya zhanra.” [“Electroacoustic Music: on the Problem of Term Interpretation and Definition of Genre.”] Muzyka i elektronika [Music and Electronics], 2018, no. 1, pp. 4–51. (In Russian)

McAdams, Stephen, and Kai Siedenburg. “Perception and Cognition of Musical Timbre.” Foundations in Music Psychology: Theory and Research, edited by Peter Jason Rentfrow and Daniel J. Levitin, Cambridge: The MIT Press, 2019, pp. 71–120, www.mcgill.ca/mpcl/files/mpcl/mcadams_2019_foundmuspsychol.pdf. Access date 18 February 2023.

Medushevskiy, Vyacheslav. “Dvojstvennost muzykalnoj formy i vospriyatie muzyki.” [“Duality of Musical Form and Perception of Music.”] OpenText, www.opentextnn.ru/music/vosprijatie-muzyki/medushevskij-v-a-dvojstvennost-muzykalnoj-formy-i-vosprijatie-muzyki/#. Access date 1 January, 2000.

Nazaykinskiy, Yevgeniy, and Yuriy Rags. “O primenenii akusticheskih metodov issledovaniya v muzykoznanii.” [“On the Use of Acoustic Research Methods in Musicology.”]. Primenenie akusticheskih metodov v muzykoznanii (sbornik statej) [The Use of Acoustic Research Methods in Musicology (Collection of Essays)], edited by Sergey Skrebkov, Moscow, Muzyka, 1964, pp. 3–17. (In Russian)

Tikhomirova, Anna. “Phonic Properties of Harmonic Elements: Steps to the Theory of the Timbre Organization of a Musical Text.” An Art of Sound and Light, proceedings of the 2nd International scientific and practical conference. 18–20 October 2021, St. Petersburg, Russian Institute for the History of Arts, compiled and edited by Olga Kolganova, St. Petersburg, 2021, pp. 117–124. (In Russian)

Tsenova, Valeriya. “Kulturologiya V. Tarnopolskogo.” [“Culturology of V. Tarnopolsky.”] Muzyka iz byvshego SSSR [Music from the former USSR]. Moscow [the publisher is not specified], 1994, pp. 283–296. (In Russian)

Varèse, Edgard. “Osvobozhdenie zvuka.” [“The Liberation of Sound.”]. Kompozitory o sovremennoj kompozicii: hrestomatiya [Composers on Modern Composition: Textbook], transl. from French by Anna Maklygina, edited by Tatyana Kyuregyan and Valeriya Tsenova. Moscow, Moscow Conservatory, 2009, pp. 7–17. (In Russian)