Социальные проблемы Казахстана через призму ТикТок-мема «Ешқандай не жоқ»

Просмотры: 144

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Арман Қаиржан

												

Докторант 1-го курса кафедры искусствоведения, преподаватель кафедры режиссуры кино и телевидения

Казахский национальный университет искусств

Казахстан

https://orcid.org/0009-0002-7756-9345

Информация о статье

Дата публикации статьи

2025-03-22

Страницы статьи

107–128

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

В исследовании, которое посвящено анализу ТикТок-мема «Ешқандай не жоқ» («Нет никакого вот этого»)[1] в контексте цифровой культуры Казахстана, обосновывается актуальность изучения интернет-мемов как динамичного медийного феномена, способного фиксировать общественные настроения и отражать социокультурные процессы. Отмечается недостаточная разработанность данной темы в казахстанском академическом дискурсе и подчеркивается необходимость анализа структурных и семиотических особенностей мема.

Методология исследования включает контент-анализ, семиотический и семантический анализ, а также когнитивно-дискурсивный подход. Контент-анализ охватывает визуальные, текстовые и аудиальные характеристики мема, включая его распространенность, структуру и динамику восприятия. Семиотический анализ направлен на выявление взаимодействия знаковых элементов и особенностей визуального оформления. Семантический анализ интерпретирует ключевые фразы мема, выявляя их многозначность и влияние на аудиторию. Когнитивно-дискурсивный анализ рассматривает комментарии пользователей как форму социального взаимодействия и инструмент коллективной интерпретации.

Результаты работы демонстрируют, что мем «Ешқандай не жоқ» представляет собой многослойный медиатекст, в котором языковая абсурдность, визуальная эстетика и ритмическая структура формируют специфическую модель восприятия социальной реальности. Его популярность обусловлена сочетанием локальной культурной специфики и глобальных трендов цифровых медиа. Мем выполняет функцию общественного комментария, позволяя пользователям артикулировать коллективные настроения через игровую деконструкцию смыслов. Анализ выявляет его роль как медиатора коллективных значений, формирующего пространство для рефлексии и обсуждения актуальных социальных проблем.

В статье подчеркивается значимость мема как феномена цифровой культуры, фиксирующего общественные трансформации. Отмечается его способность к адаптации и многослойной интерпретации, что расширяет границы традиционного понимания мемов как развлекательного контента. Исследование способствует развитию академического дискурса о цифровых медиа и их влиянии на общественное восприятие. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение механизмов распространения мемов, их культурной адаптации и воздействия на коллективные социальные представления.

 

[1] Перевод буквальный, смысловой или точный перевод осуществить невозможно.

Ключевые слова

дискурс
Казахстан
медиатекст
медиатор
мем
семиотика
социальные проблемы
ТикТок
цифровая культура

Список источников и References

Список источников

@flawedmangoes. “Flawed Mangoes. Video cover of the song ‘Dramamine’.” TikTok,

July 2024, tiktok.com/@flawedmangoes/video/7482508170498247979. Accessed 10 October 2024.

@irohkoke. “Shayqumar, Airo. Video ‘Yeshqandai ne zhok.’ [‘No Any of This Whatsoever.’]”. TikTok, 13 October 2024, tiktok.com/@irohkoke/video/7424797563452181765. Accessed 15 October 2024.

Bown, Alfie, and Dan Bristow, editors. Post Memes: Seizing the Memes of Production. New York, Punctum Books, 2019. DOI: 10.2307/j.ctv11hptdx.

Dawkins, Richard. The Extended Selfish Gene. 4th ed., Oxford, Oxford University Press, 2016.

Elsaesser, Thomas, and Malte Hagener. Film Theory: An Introduction through the Senses. New York, Routledge, 2015. DOI: 10.4324/9781315740768.

Foucault, Michel. The Archaeology of Knowledge. Translated from French by A. M. Sheridan Smith, 2nd ed., London, Routledge, 2002. DOI: 10.4324/9780203604168.

Gee, James Paul. An Introduction to Discourse Analysis: Theory and Method. 3rd ed., London, Routledge, 2010. DOI: 10.4324/9780203847886.

Jenkins, Henry, et al. Spreadable Media: Creating Value and Meaning in a Networked Culture. New York, NYU Press, 2013, jstor.org/stable/j.ctt9qfk6w. Accessed 27 September 2024.

Kovyazina, Kamila. “Protest Activity in Kazakhstan.” CABAR.asia, 2024, cabar.asia/en/protest-activity-in-kazakhstan. Accessed 24 September 2024.

Marcus, Justin, and Huy Le. “Interactive Effects of Levels of Individualism-collectivism on Cooperation: A Meta-analysis.” Journal of Organizational Behavior, vol. 34, no. 6, pp. 813–834. DOI: 10.1002/job.1875.

Milner, Ryan. “Conclusion: The World Made Meme.” The World Made Meme: Public Conversations and Participatory Media. Cambridge, MIT Press, 2017. DOI: 10.7551/mitpress/9780262034999.003.0008.

Mina, An Xiao. Memes to Movements: How the World’s Most Viral Media is Changing Social Protest and Power. Boston, Beacon Press, 2019.

Smiley, Marion. “Collective Responsibility.” The Stanford Encyclopedia of Philosophy, edited by Edward N. Zalta and Uri Nodelman, Stanford, Metaphysics Research Lab, Stanford University, 2023, plato.stanford.edu/archives/fall2023/entries/collective-responsibility/. Accessed 18 сентября 2024.

Shifman, Limor. Memes in Digital Culture. Cambridge, MIT Press, 2013. DOI: 10.7551/mitpress/9429.001.0001.

Velikonja, Mitja. “Lost in Transition: Nostalgia for Socialism in Post-Socialist Countries.” East European Politics and Societies, vol. 23, no. 4, 2009, pp. 535–551. DOI: 10.1177/0888325409345140.

Vermeulen, Timotheus, and Robin van den Akker. "Notes on Metamodernism." Journal of Aesthetics & Culture, vol. 2, no. 1, 2010. DOI: 10.3402/jac.v2i0.5677.

Zhixin, Li, et al. “The Impact of Technology Application on Service Marketing—Taking TikTok as an Example.” Advances in Economics, Business and Management Research, proceedings of the 6th Global Conference on Business, Management, and Entrepreneurship (GCBME 2021), Amsterdam, Atlantis Press, 2022. DOI: 10.2991/aebmr.k.220701.039.

Бахтин, Михаил. Проблемы поэтики Достоевского. Москва, Советский писатель, 1963. «ImWerden»: Электронная библиотека Андрея Никитина-Перенского, imwerden.de/publ-111. Дата доступа 19 октября 2024.

Виноградов, Михаил, и Анастасия Суслова. «Феномен социальной апатии и его актуальность в современной России». Полития: Анализ. Хроника. Прогноз, № 4 (107), 2022, с. 123–145. DOI: 10.30570/2078-5089-2022-107-4-123-145.

Лотман, Юрий. Семиотика, кино и проблемы киноэстетики. Таллин, Ээсти Раамат, 1973, 135 с.

«Распространенность депрессии в Казахстане превысила среднемировой показатель». Ranking.kz, 11 марта 2024, ranking.kz/reviews/world/rasprostranyonnost-depressii-v-kazahstane-prevysila-srednemirovoy-pokazatel.html. Дата доступа 15 октября 2024.

«Уровень депрессивности молодежи Казахстана в пять раз выше, чем в мире». Exclusive, 18 сентября 2023, exclusive.kz/uroven-depressivnosti-molodezhi-kazahstana-v-pyat-raz-vyshe-chem-v-mire/. Дата доступа 15 октября 2024.

Харитонски, Саша. «Все начинается с НЕ-продавца рыбов». Facebook, 6 августа 2021, facebook.com/sashaharitonoff/posts/1287767781670951. Дата доступа 12 октября 2024.

References

@flawedmangoes. “Flawed Mangoes. Video cover of the song ‘Dramamine’.” TikTok, 10 July 2024, tiktok.com/@flawedmangoes/video/7482508170498247979. Accessed 10 October 2024.

@irohkoke. “Shayqumar, Airo. Video ‘Yeshqandai ne zhok.’ [‘No Any of This Whatsoever.’]”. TikTok, 13 October 2024, tiktok.com/@irohkoke/video/7424797563452181765. Accessed 15 October 2024.

Bakhtin, Mikhail. Problemy poetiki Dostoevskogo [Problems of Dostoevsky’s Poetics]. Moscow, Sovetskiy Pisatel, 1963. Electronic copy, “ImWerden”: Electronic library of Andrey Nikitin-Perensky, imwerden.de/publ-111. Accessed 19 October 2024. (In Russian)

Bown, Alfie, and Dan Bristow, editors. Post Memes: Seizing the Memes of Production. New York, Punctum Books, 2019. DOI: 10.2307/j.ctv11hptdx.

Dawkins, Richard. The Extended Selfish Gene. 4th ed., Oxford, Oxford University Press, 2016.

Elsaesser, Thomas, and Malte Hagener. Film Theory: An Introduction through the Senses. New York, Routledge, 2015. DOI: 10.4324/9781315740768.

Foucault, Michel. The Archaeology of Knowledge. Translated from French by A. M. Sheridan Smith, 2nd ed., London, Routledge, 2002. DOI: 10.4324/9780203604168.

Gee, James Paul. An Introduction to Discourse Analysis: Theory and Method. 3rd ed., London, Routledge, 2010. DOI: 10.4324/9780203847886.

Haritonski, Sasha. “All begin from no-sell man of fishs.” Facebook, 6 August 2021, facebook.com/sashaharitonoff/posts/1287767781670951. Accessed 12 October 2024. (In Russian)

Jenkins, Henry, et al. Spreadable Media: Creating Value and Meaning in a Networked Culture. New York, NYU Press, 2013, jstor.org/stable/j.ctt9qfk6w. Accessed 27 September 2024.

Kovyazina, Kamila. “Protest Activity in Kazakhstan.” CABAR.asia, 2024, cabar.asia/en/protest-activity-in-kazakhstan. Accessed 24 September 2024.

Zhixin, Li, et al. “The Impact of Technology Application on Service Marketing – Taking TikTok as an Example.” Advances in Economics, Business and Management Research, proceedings of the 6th Global Conference on Business, Management, and Entrepreneurship (GCBME 2021), Amsterdam, Atlantis Press, 2022. DOI: 10.2991/aebmr.k.220701.039.

Lotman, Yuri. Semiotika, kino i problemy kinoestetiki [Semiotics, Cinema, and Problems of Film Aesthetics]. Tallin, Eesti Raamat, 1973. (In Russian)

Marcus, Justin, and Huy Le. “Interactive Effects of Levels of Individualism-collectivism on Cooperation: A Meta-analysis.” Journal of Organizational Behavior, vol. 34, no. 6, pp. 813–834. DOI: 10.1002/job.1875.

Milner, Ryan. “Conclusion: The World Made Meme.” The World Made Meme: Public Conversations and Participatory Media. Cambridge, MIT Press, 2017. DOI: 10.7551/mitpress/9780262034999.003.0008.

Mina, An Xiao. Memes to Movements: How the World’s Most Viral Media is Changing Social Protest and Power. Boston, Beacon Press, 2019.

“Rasprostranennost depressii v Kazakhstane prevysila srednemirovoy pokazatel.” [“The Prevalence of Depression in Kazakhstan Exceeded the Global Average.”] Ranking.kz, 11 March 2024, ranking.kz/reviews/world/rasprostranyonnost-depressii-v-kazahstane-prevysila-srednemirovoy-pokazatel.html. Accessed 15 October 2024. (In Russian)

Shifman, Limor. Memes in Digital Culture. Cambridge, MIT Press, 2013. DOI: 10.7551/mitpress/9429.001.0001.

Smiley, Marion. “Collective Responsibility.” The Stanford Encyclopedia of Philosophy, edited by Edward N. Zalta and Uri Nodelman, Stanford, Metaphysics Research Lab, Stanford University, 2023, plato.stanford.edu/archives/fall2023/entries/collective-responsibility/. Accessed 18 September 2024.

“Uroven depressivnosti molodezhi Kazakhstana v pyat raz vyshe, chem v mire.” [“The Level of Youth Depression in Kazakhstan is Five Times Higher Than in the Rest of the World.”]. Exclusive, 18 September 2023, exclusive.kz/uroven-depressivnosti-molodezhi-kazahstana-v-pyat-raz-vyshe-chem-v-mire. Accessed 15 October 2024. (In Russian)

Velikonja, Mitja. “Lost in Transition: Nostalgia for Socialism in Post-Socialist Countries.” East European Politics and Societies, vol. 23, no. 4, 2009, pp. 535–551. DOI: 10.1177/0888325409345140.

Vermeulen, Timotheus, and Robin van den Akker. “Notes on Metamodernism.” Journal of Aesthetics & Culture, vol. 2, no. 1, 2010. DOI: 10.3402/jac.v2i0.5677.

Vinogradov, Mikhail, and Anastassiya Suslova. “Fenomen sotsial'noj apatii i ego aktual'nost' v sovremennoj Rossii.” [”The Phenomenon of Social Apathy and Its Relevance in Modern Russia.”]. Politiyа: Analiz, Hronika, Prognoz, vol. 107, no. 4, 2022, pp. 123–145. DOI: 10.30570/2078-5089-2022-107-4-123-145. (In Russian)