Женское лицо современного искусства Казахстана (на примере деятельности фонда «Тан Шолпан»)

Просмотры: 36

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Аман Ибрагимов

												

Кандидат педагогических наук, и. о. ассоциированного профессора кафедры художественного образования

Казахский национальный педагогический университет имени Абая

Казахстан

https://orcid.org/0000-0003-3203-4961

Информация о статье

Дата публикации статьи

2025-03-22

Страницы статьи

82–106

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

В современном художественном процессе Казахстана осязаемую роль играют женщины-художницы, которые через призму своего творчества раскрывают новые смыслы культурного наследия. Их работы отражают стремление к сохранению и переосмыслению традиционных ценностей в условиях глобальных изменений.

Материалами настоящего исследования служат художественные произведения казахстанских художниц Международного независимого женского фонда художников «Тан Шолпан», представленные на Международной выставке «Жить, верить, любить», приуроченной к 25-летию фонда. Анализ произведений, которые экспонировались на выставке, показал, что современные казахстанские художницы активно обращаются к национальной символике, формируя новые визуальные образы и смыслы. В их работах поднимаются вопросы самобытности, роли женщины в обществе, ведется диалог настоящего с прошлым. Творческое переосмысление наследия происходит через синтез традиционных мотивов и современных техник, что способствует созданию уникальных произведений.

Целью настоящего исследования является анализ творчества казахстанских женщин-художниц – членов фонда «Тан Шолпан» в процессе сохранения и интерпретации национальных культурных традиций в условиях всевозрастающей глобализации. Были использованы такие методы исследования, как визуальный и семиотический анализ, кейс-анализ, метод сравнительного анализа для выявления общих и уникальных черт в творческом подходе к созданию произведений искусства.

Творчество художниц играет важную роль в процессе актуализации и сохранения культурного наследия Казахстана. Произведения участниц фонда «Тан Шолпан» представляют собой не только переосмысление национальных традиций, но и вносят определенный вклад в формирование современного языка отечественного визуального искусства. Перспективы дальнейших исследований связаны с расширением анализа других художественных направлений и инициатив казахстанских художниц.

Ключевые слова

выставка
женщины-художницы
культурное наследие
национальные традиции
символика
творчество
фонд художников «Тан Шолпан»
художественный процесс Казахстана

Список источников и References

Список источников

Eco, Umberto. A Theory of Semiotics. Bloomington: Indiana University Press, 1979.

Gabitov, Tursyn, et al. “National Culture: Tradition and Innovation (On the Basis of Semiotic Analysis of Kazakhstan’s Capital)." Procedia – Social and Behavioral Sciences, vol. 81, 2013, pp. 32–39. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.06.383.

Göktaş Kaya, Lütfiye. “Semiology in the Teaching of History of Art.” Procedia – Social and Behavioral Sciences, vol. 174, 2015, pp. 3350–3357. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.1003.

Kalshabayeva, Bibiziya, and Nagima Sarmurzina. “Some Features of Decorative and Applied Arts of Kazakhs in Central Asia.” Procedia – Social and Behavioral Sciences, vol. 122, 2014, pp. 110–113. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.1311.

Rampley, Matthew. The Remembrance of Things Past. On Aby M. Warburg and Walter Benjamin. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2000.

Venäläinen, Päivi. “Contemporary Art as a Learning Experience.” Procedia – Social and Behavioral Sciences, vol. 46, 2012, pp. 1527–1532. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.06.582.

Ахмедьяров, Галым. «Женщины в национальной культуре». Казахстанская правда, 9 марта 2016, kazpravda.kz/n/zhenshchiny-v-natsionalnoy-kulture/. Дата доступа 10 марта 2025.

Болысбаев, Даулет, и др. «Станковая живопись Казахстана XXI века». Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, № 5 (часть 1), 2017, с. 142–145, applied-research.ru/ru/article/view?id=11559. Дата доступа 10 марта 2025.

Володева, Наталья, и Айгерим Агибаева. «Творческая интерпретация элементов декора традиционного костюма народов Центральной Азии в коллекциях современных дизайнеров одежды». Central Asian Journal of Art Studies, т. 3, № 4, 2018, с. 69–81, cajas.kz/journal/article/view/171. Дата доступа 10 марта 2025.

«К 25-летию Международного независимого женского фонда художников "Тан Шолпан" открывается Международная выставка "Жить, верить, любить"». Государственный музей искусств РК имени Абылхана Кастеева, 22 января 2025, gmirk.kz/ru/sobytiya/450-k-25-letiyu-mezhdunarodnogo-nezavisimogo-zhenskogo-fonda-khudozhnikov-tan-sholpan-otkryvaetsya-mezhdunarodnaya-vystavka-zhit-verit-lyubit. Дата доступа 10 февраля 2025.

Нуриева, Ася. «Знаки и смыслы казахских орнаментов». Central Asia Analytical Network, 28 февраля 2019, caa-network.org/archives/15372. Дата доступа 11 февраля 2025.

Резникова, Екатерина. «Современное искусство Казахстана и классическое наследие: художественный диалог культур». Этнодиалоги: научно-информационный альманах, № 1 (57), 2019, с. 94–110, etnosfera.ru/images/Almanah/1_2019.pdf. Дата доступа 10 февраля 2025.

«Современные женщины глазами современных художниц». Exclusive, 28 апреля 2023, exclusive.kz/sovremennye-zhenshhiny-glazami-sovremennyh-hudozhentc/. Дата доступа 10 февраля 2025.

Сорокина, Юлия. «Быт и экзистенция в современном искусстве Центральной Азии». Saryn, т. 12, № 2, 2024, с. 120–140. DOI: 10.59850/SARYN.2.12.2024.194.

Турганбаева, Шахизада. «Цветовое восприятие и природные ассоциации в культуре казахов». Мир науки, культуры, образования, № 5 (30), 2011, с. 335–338.

References

Akhmedyarov, Galym. “Zhenshchiny v natsional’noi culture.” [“Women in National Culture.”] Kazakhstanskaya Pravda, 9 March 2016, kazpravda.kz/n/zhenshchiny-v-natsionalnoy-kulture/. Accessed 10 March 2025. (In Russian)

Bolysbayev, Daulet, et al. “Stankovaya zhivopis’ Kazakhstana XXI veka.” [“Easel Painting of Kazakhstan of the 21st Century.”] Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental’nykh issledovanii, no. 5 (part 1), 2017, pp. 142–145, s.applied-research.ru/pdf/2017/5-1/11559.pdf. Accessed 10 March 2025. (In Russian)

Eco, Umberto. A Theory of Semiotics. Bloomington: Indiana University Press, 1979.

Gabitov, Tursyn, et al. “National Culture: Tradition and Innovation (On the Basis of Semiotic Analysis of Kazakhstan’s Capital).” Procedia – Social and Behavioral Sciences, vol. 81, 2013, pp. 32–39. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.06.383.

Göktaş Kaya, Lütfiye. “Semiology in the Teaching of History of Art.” Procedia – Social and Behavioral Sciences, vol. 174, 2015, pp. 3350–3357. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.1003.

"K 25 -letiyu Mezhdunarodnogo nezavisimogo zhenskogo fonda khudozhnikov ‘Tan Sholpan’ otkryvaetsya Mezhdunarodnaya vystavka ‘Zhit', verit', lyubit'’." ["The International Exhibition ‘To Live, Believe, Love’ Opens on the 25th Anniversary of the ‘Tan Sholpan’ International Independent Women's Foundation of Artists."]. Abylkhan Kasteyev State Museum of Arts of the Republic of Kazakhstan, 22 January 2025, gmirk.kz/ru/sobytiya/450-k-25-letiyu-mezhdunarodnogo-nezavisimogo-zhenskogo-fonda-khudozhnikov-tan-sholpan-otkryvaetsya-mezhdunarodnaya-vystavka-zhit-verit-lyubit. Accessed 10 February 2025. (In Russian)

Kalshabayeva, Bibiziya, and Nagima Sarmurzina. “Some Features of Decorative and Applied Arts of Kazakhs in Central Asia.” Procedia – Social and Behavioral Sciences, vol. 122, 2014, pp. 110–113. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.1311.

Nurieyva, Asya. “Znaki i smysly kazakhskikh ornamentov.” [“Signs and Meanings of Kazakh Ornaments.”] Central Asia Analytical Network, 28 February 2019, caa-network.org/archives/15372. Accessed 11 February 2025. (In Russian)

Rampley, Matthew. The Remembrance of Things Past. On Aby M. Warburg and Walter Benjamin. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2000.

Reznikova, Yekaterina. “Sovremennoe iskusstvo Kazakhstana i klassicheskoe nasledie: khudozhestvennyi dialog kultur.” [“Kazakhstan Contemporary Art and Classical Heritage: Art Dialogue of Cultures.”] Etnodialogi Scientific and Information Almanach, vol. 57, no. 1, 2019, pp. 94–109, etnosfera.ru/images/Almanah/1_2019.pdf. Accessed 10 February 2025. (In Russian)

Sorokina, Yuliya. “Everyday Life and Existence in Contemporary Art of Central Asia.” Saryn, vol. 12, no. 2, 2024, pp. 120–140. DOI: 10.59850/SARYN.2.12.2024.194. (In Russian)

“Sovremennye zhenshchiny glazami sovremennykh khudozhnits.” [“Modern Women through the Eyes of Contemporary Female Artists.”] Exclusive, 28 April 2023, exclusive.kz/sovremennye-zhenshhiny-glazami-sovremennyh-hudozhnicz/. Accessed 10 February 2025. (In Russian)

Turganbayeva, Shakhizada. “Tsvetovoe vospriyatie i prirodnye assotsiatsii v kulture kazakhov.” [“Color Perception and Natural Associations in the Culture of Kazakh People.”]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, vol. 30, no. 5, 2011, pp. 335–338. (In Russian)

Venäläinen, Päivi. “Contemporary Art as a Learning Experience.” Procedia – Social and Behavioral Sciences, vol. 46, 2012, pp. 1527–1532. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.06.582.

Volodeva, Natalya, and Aigerim Agibayeva. “Tvorcheskaya interpretatsiya elementov dekora traditsionnogo kostyuma narodov Tsentral’noi Azii v kollektsiyakh sovremennykh dizainerov odezhdy.” [“Creative Interpretation of Decorative Elements of Central Asian Traditional Costume of in Collections of Modern Fashion Designers.”] Central Asian Journal of Art Studies, no. 4, 2018, pp. 69–81, cajas.kz/journal/article/view/171. Accessed 10 March 2025. (In Russian)