Две порождающие модели музыкальной культуры Узбекистана

Просмотры: 43

Поделиться:

Скачать статью Английский

Автор

Шойиста Ганиханова

												

Doctor of Sciences in Study of Art, Professor, Music History and Critics Department

Государственная консерватория Узбекистана

Узбекистан

https://orcid.org/0000-0003-3197-0774

Информация о статье

Дата публикации статьи

2025-03-22

Страницы статьи

37–50

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Две порождающие модели музыкальной культуры Узбекистана сформировались в условиях сосуществования традиционной системы, профессиональной музыки устной традиции (термин Файзуллы Кароматова) и европейского типа композиторского мышления. Опираясь на данный факт, автор в настоящем исследовании творчество современных узбекских композиторов определяет объектом, а предметом – их методы работы, сосредоточенные на взаимодействии восточной и западной музыкальных традиций. Актуальность статьи обусловлена необходимостью осмысления интеграции традиционных звуковых структур в композиторские практики, а также механизмы их трансформации. Баланс между историческим наследием и новаторскими техниками – это важное условие для современных национальных композиторских школ.

Методология исследования обеспечивается концепциями музыкальных инвариантов и порождающих систем. На основе этого анализируются структурные и композиционные принципы макома и катта ашула, а также их адаптации композиторами в симфоническом жанре. Применяются историко-стилевой и сравнительный методы.

Базисные вопросы, затрагиваемые в работе, касаются эволюции национальной узбекской композиторской школы. Первые эксперименты, начатые во второй половине XX века, характеризуются цитированием макомного материала, а также появлением более сложных форм его синтеза с западными музыкальными школами. Примеры творчества композиторов Рустама Абдуллаева, Мирсадыка Таджиева, Жахонгира Шукура демонстрируются в качестве различных стратегий интеграции традиционных музыкальных элементов в авторские произведения.

В результате проведенного исследования можно утверждать, что современная узбекская музыкальная культура представляет собой достаточно динамичную креативную систему, где принципы профессиональной музыки устной традиции формируют новые полифонические структуры, расширение нотации, тембровые решения. Таким образом, практическая значимость настоящей работы позволит применять описанные в исследовании принципы в композиторском образовании и технике, а также в исполнительской практике. Помимо этого, продуктивно будет и дальнейшее изучение механизмов взаимодействия узбекских музыкальных традиций в глобальном контексте.

Ключевые слова

музыкальная культура Узбекистана
две порождающие модели
профессиональная музыка устной традиции
новаторские техники
маком
музыкальные инварианты
узбекская композиторская школа

Список источников и References

Aranovsky, Mark. Muzyka. Myshlenie. Zhizn': stat'i, interv'yu, vospominaniya [Music. Mind. Life: Articles, Interviews, Memoirs]. Moscow, Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniya, 2012. (In Russian)

Aranovsky, Mark, editor and compiler. “Myshlenie, yazyk, semantika.” [“Thinking, Language, Semantics.”]. Problemy muzykal'nogo myshleniya. Sbornik statei. [Problems of musical thinking. Collection of articles]. Moscow, Muzyka, 1974, pp. 90–128. (In Russian)

Asafyev, Boris. Pisma k Zataevichu A. V. [Letters to A. V. Zatayevich]. Archive of the Russian National Museum of Music, Moscow. Fund 6, Inventory 214–224, Storage unit 1498. (In Russian)

Boot, Peter, et al. “Evaluating the Role of Repeated Patterns in Folk Song Classification and Compression.” Journal of New Music Research, vol. 45, no. 3, 2016, pp. 223–238. DOI: 10.1080/09298215.2016.1208666.

Drozhzhina, Marina. Molodye natsional'nye kompozitorskie shkoly Vostoka kak yavlenie muzykal'nogo iskusstva XX veka. [Young National Composition Schools of the East as a Phenomenon of Musical Art of the 20th Century]. 2005, Glinka Novosibirsk National Conservatory, Doctor of Art History thesis’s abstract. (In Russian)

Ganikhanova, Shoyista. “Muzyka v kino Uzbekistana v kontekste problemy sinteza iskusstv.” [“Cinema Music in Uzbekistan in the Context of the Issue of Synthesis of the Arts.”] Problemy muzykal'noi nauki, no. 4, 2021, pp. 189–196. DOI: 10.33779/2782-3598.2021.4.189-196. (In Russian)

Khaknazarov, Zakid. “Uzbekskaya muzyka 70-kh. Razmyshleniya dirizhera.” [“Uzbek Music of the 70s. Reflections of the Conductor.”] Sovetskaya muzika, no. 5, 1981, pp. 11–14. (In Russian)

Kokisheva, Marlena. Simfonicheskii kyui v tvorchestve sovremennykh kompozitorov Kazakhstana: genezis zhanra, tipologiya i razvitie [Symphonic Kui in the Works of Contemporary Composers of Kazakhstan: The Genesis of the Genre, Typology and Development]. 2016, Kurmangazy National Consevatory, Almaty, PhD thesis. (In Russian)

Kutluchurina, Alina. “Zvukovoi mir Dzhakhongira Shukurova (na primere sochineniya “Aks Sado” dlya violoncheli solo.” [“Sound World of Jahongir Shukurov (on the Example of the Composion “Ax Sado” for Solo Cello).”] Problemi sovremennoy nauki i obrazovaniya, vol. 147, no. 2, 2020, pp. 92–95. (In Russian)

Raimkulova, Aktoty, and Raushan Jumaniyazova. “Dialektika arkhaiki v sovremennom muzykal'nom iskusstve Kazakhstana v zerkale idei evraziistva (na primere violonchel'nykh sochinenii sovremennykh kompozitorov).” [Dialectics of Archaic in the Contemporary Musical Art of Kazakhstan in the Mirror of the Ideas of Eurasianism (on the Example of Cello Compositions of Contemporary Composers).”] Muzykovedenie, no. 8, 2018, pp. 11–20. DOI: 10.25791/musicology.08.2018.111. (In Russian)

Shukur, Jahongir. Speech at a master class within the Omnibus Laboratorium project. The State Сonservatory of Uzbekistan, June 2021, Tashkent.

Ulmasov, Firuz. “Ob invariante kak printsipe modelirovaniya muzykal'nogo protsessa.” [“On the Invariant as a Principle of Modeling the Musical Process.”] Muzykal'noe iskusstvo Evrazii. Traditsii i sovremennost', no. 3, 2024, pp. 30–45. DOI: 10.26176/MAETAM.2024.16.3.002. (In Russian)

Yanov-Yanovskaya, Natalia. “Bogatstvo mnogoobraziya.” [“The Wealth of Diversity.”] Uzbekskaya muzika i XX vek [Uzbek Music and the 20th Century]. Tashkent, 2007, p. 7. (In Russian)

Yanov-Yanovskaya, Natalia. “Makomnye traditsii v uzbekskoi simfonicheskoi muzyke.” [“Maqom Traditions in Uzbek Symphonic Music.”] Maqoms, Mughams, and Modern Compositional Art, proceedings of the Inter-republican Scientific and Theoretical conference. Edited by D. Rashidova, Tashkent, Publishing House of Literature and Art, 1978, pp. 172–189. (In Russian)

Yanov-Yanovskaya, Natalia. “Odna kul'tura – dve traditsii.” [“One Culture – Two Traditions.”] Uzbekskaya muzika i XX vek [Uzbek Music and the 20th Century]. Tashkent, 2007, pp. 213–230. (In Russian)

Yunussova, Violetta. “Aziya i Severnaya Afrika XX veka.” [“Asia and North Africa of the 20th Century.”] Istoriya zarubejnoy muziki. XX vek [The History of Foreign Music. 20th Century], edited by Natalya Gavrilova. Moscow, Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniya, 2005, pp. 518–576. (In Russian)

Zemtsovsky, Izaly. “K teorii zhanra v fol'klore.” [“Towards the Theory of Genre in Folklore.”] Sovetskaya muzika, vol. 533, no. 4, 1983, pp. 61–65. (In Russian)