Информация о статье
Дата публикации статьи
2024-12-10
Страницы статьи
39–61
Раздел
Искусство и гуманитарные науки
Лицензия
Аннотация
Орган, несмотря на преобладание современных творческих экспериментов, продолжает привлекать внимание как профессиональных музыкантов, так и любителей музыки. Органное искусство предлагает уникальный опыт, сохраняя свое значение в музыкальной культуре современного Казахстана.
Три компонента национального органного искусства – органология, композиторская деятельность и исполнительство – ранее не рассматривались в рамках единой культурно-исторической парадигмы и не подвергались комплексному научному анализу и глубокому художественному осмыслению.
Становление и развитие органной школы Казахстана включает в себя три этапа (1967–1974, 1975–1999, 2000 – по настоящее время). В данной статье подробно рассматривается второй этап (1975–1999) развития органной культуры в республике. Особое внимание уделяется эволюции казахстанской органной школы, классификации существующих музыкальных инструментов с позиций их строения, а также исследованию органного репертуара национальных композиторов с учетом многообразия жанров и стилевых закономерностей.
Процесс интеграции органного искусства в казахскую музыкальную культуру требовал особого подхода, так как национальная музыка исторически была ориентирована на инструменты с совершенно иным звучанием, такие как домбра, кобыз и жетыген. В этой связи отечественные композиторы стремились создать оригинальные органные произведения, объединяющие европейское полифоническое письмо с мелодическими и ритмическими структурами, характерными для казахской народной музыки и ее инструментария.
Для решения обозначенного круга проблем в исследовании определяющей стала методология, включающая исторический, аналитический и жанрово-стилевой методы, обобщение архивных данных. Предпринят комплексный подход к обобщению пройденного органной культурой пути в ХХ столетии во всем многообразии важнейших тенденций и течений.
Актуальность исследования обусловлена не только редкостью подобных работ в контексте избранного региона, но и неизменным интересом к органному наследию как элементу межкультурного диалога. Материал статьи определяется возможностью применения полученных выводов и результатов в научных исследованиях по истории органного исполнительства, инструментоведению, истории казахской музыки, а также в творческой деятельности исполнителей и композиторов Казахстана.
Ключевые слова
орган
органное искусство Казахстана
органология
этапы развития
исполнительство
Список источников и References
Список источников
Архив Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Оп. 11. Ед. хр. 3404. Св. 307.
Гавриленко, Ирина, и Айзада Нусупова. «К проблеме становления национального органного искусства Казахстана (1967–1974 гг.)». Керуен, т. 77, № 4, 2022, с. 293–308. DOI: 10.53871/2078-8134.2022.4-24.
Джумакова, Умитжан. Творчество композиторов Казахстана 1920–1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности. Астана, Фолиант, 2003, 232 с.
Играет Владимир Тебенихин. («Казахтелефильм», 1986, режиссер А. Федулов). Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписи. Ф. 1986. Оп. 4. Арх. 4952.
«Казахская национальная консерватория имени Курмангазы. 2004». Фильм Анатолия Пухальского. YouTube, загружено Анатолий Пухальский, 23 июля 2022, youtu.be/_QxZVYt77cI. Дата доступа 20 июля 2021.
Кетегенова, Нургиян, и Айзада Нусупова. «К вопросу о национальном своеобразии гармонии в казахской музыке». Хрестоматия по гармонии (на примере произведений композиторов Казахстана). На казахском и русском языках. (К 70-летию КНК имени Курмангазы). Алматы, Жания-Полиграф, 2015, 432 с.
Концерт органа с оркестром. («Казахтелефильм», 1971, режиссер Касым Ахметов). Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписи. Ф. 1971. Оп. 4. Арх. 4943.
Концерт студентов Института искусств имени Курмангазы. («Казахтелефильм», 1971). Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписи. Ф. 1971. Оп. 2. Арх. 2155.
Латышова, Лариса. «Органный инструментарий в Казахстане: хронология, функциональность и технические характеристики». YouTube, загружено Larissa Latyshova, 27 февраля 2021, youtu.be/BPJOsH9vkdc. Дата доступа 20 июля 2024.
Моисеева, Мария. Органное искусство Испании эпохи Высокого Возрождения и барокко. 2010. Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, диссертация кандидата искусствоведения, 285 с.
Несипбаев, Габит. «Секция органа». Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, 60 лет. Алматы, ASU anima, 2004, с. 57–63.
Первый орган в Казахстане. Город Алма-Ата. Первый концерт органной музыки в концертном зале Института искусств имени Курмангазы: установка органа группой специалистов из ГДР, торжественное открытие зала, фрагменты концерта. «Советский Казахстан» № 38 («Казахфильм», 1967). Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписи. Ф. 1967. Оп. 1. Арх. 1834.
Трембовельский, Евгений. «О цитировании и национальной сути симфонии "Жигер"». Жизнь в искусстве. Композитор Газиза Жубанова. Сборник статей, воспоминаний, отзывов: к 75-летию со дня рождения композитора. Редактор-составитель Нургиян Кетегенова. Алматы, Өнер, 2003, с. 142–152.
Харламова, Татьяна. Стилевые тенденции в инструментальном творчестве современных композиторов Казахстана. 2019. Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки, диссертация кандидата искусствоведения, 234 с.
Чебуркина, Марина. Французское органное искусство Барокко: музыка, органостроение, исполнительство. 2013. Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, диссертация доктора искусствоведения, 874 с.
Шахназарова, Нелли. Музыка Востока и музыка Запада: типы музыкального профессионализма. Москва, Советский композитор, 1983, 153 с.
De Peque Leoz, Iñigo. “Organ Building in Bilbao in the Nineteenth Century: Documentary Contributions.” Revista de Musicologia, vol. 41, no. 2, 2018, pp. 539–565. DOI: 10.2307/26554764.
Everett, Yayoi. “From Exoticism to Interculturalism: Counterframing the East-West Binary.” Music Theory Spectrum, vol. 43, no. 2, 2021, pp. 330–338. DOI: 10.1093/mts/mtab001.
Gribenski, Fanny. “Powerful Sounds for Troubled Times: Church, State, and the Organ in Nineteenth-Century France.” Journal of Musicology, vol. 41, no. 1, 2024, pp. 41–72. DOI: 10.1525/jm.2024.41.1.41.
Hagel, Stefan. “Inside the Hydra: Taking the Ancient Water Organ Seriously.” Greek and Roman Musical Studies, vol. 11, no. 1, 2023, pp. 52–81. DOI: 10.1163/22129758-bja10055.
Harlow, Randall, et al. “Global Hyperorgan: A Platform for Telematic Musicking and Research.” NIME, 2021. DOI: 10.21428/92fbeb44.d4146b2d.
References
Cheburkina, Marina. Francuzskoe organnoe iskusstvo Barokko: muzyka, organostroenie, ispolnitel’stvo [French Baroque Organ Art: Music, Organ Building, Performance]. 2013. Moscow, Moscow State Conservatory, PhD Thesis. (In Russian)
De Peque Leoz, Iñigo. “Organ Building in Bilbao in the Nineteenth Century: Documentary Contributions.” Revista de Musicologia, vol. 41, no. 2, 2018, pp. 539–565. DOI: 10.2307/26554764.
Jumakova, Umitzhan. Tvorchestvo kompozitorov Kazahstana 1920–1980-h godov. Problemy istorii, smysla i cennosti [Creativity of Composers of Kazakhstan in the 1920s–1980s. Problems of History, Meaning and Value]. 2003, Astana, Foliant. (In Russian)
Everett, Yayoi. “From Exoticism to Interculturalism: Counterframing the East-West Binary.” Music Theory Spectrum, vol. 43, no. 2, 2021, pp. 330–338. DOI: 10.1093/mts/mtab001.
Gavrilenko, Irina, and Aizada Nussupova. “K probleme stanovlenija nacional’nogo organnogo iskusstva Kazahstana (1967–1974 gg.).” [“On the Problem of the Formation of National Organ Art in Kazakhstan (1967–1974).”] Кeruen, vol. 77, no. 4, 2022, pp. 293–308. DOI: 10.53871/2078-8134.2022.4-24. (In Russian)
Gribenski, Fanny. “Powerful Sounds for Troubled Times: Church, State, and the Organ in Nineteenth-Century France.” Journal of Musicology, vol. 41, no. 1, 2024, pp. 41–72. DOI: 10.1525/jm.2024.41.1.41.
Hagel, Stefan. “Inside the Hydra: Taking the Ancient Water Organ Seriously.” Greek and Roman Musical Studies, vol. 11, no. 1, 2023, pp. 52–81. DOI: 10.1163/22129758-bja10055.
Harlow, Randall, et al. “Global Hyperorgan: A Platform for Telematic Musicking and Research.” NIME, 2021. DOI: 10.21428/92fbeb44.d4146b2d.
Igraet V. Tebenihin [Played by V. Tebenikhin]. The Central State Archive of Film and Photographic Documents and Sound Recordings, F. 1986. Reg. 4. Arch. 4952. (In Russian)
“Kazahskaja nacional’naja konservatorija im. Kurmangazy” k 60-letnemu jubileju [“Kazakh National Conservatory named after Kurmangazy”: To the 60th Anniversary]. Directed by Anatoly Pukhalsky. YouTube, uploaded by Anatoly Pukhalsky, 23 July 2022, youtu.be/_QxZVYt77cI. Accessed 20 July 2021. (In Russian)
Ketegenova, Nurgiyan, and Aizada Nussupova. “K voprosu o nacional’nom svoeobrazii garmonii v kazahskoj muzyke.” [“On the Question of the National Identity of Harmony in Kazakh Music.”] Hrestomatija po garmonii (na primere proizvedenij kompozitorov Kazahstana na kazahskom i russkom jazykah). (K 70-letiju KNK im. Kurmangazy) [A Textbook on Harmony (On the Example of the Works of Composers of Kazakhstan in Kazakh and Russian Languages). (To the 70th Anniversary of the Kurmangazy KNC)]. Almaty, Janiya-Polygraph, 2015. (In Russian and Kazakh)
Kharlamova, Tatiana. Stilevye tendencii v instrumental'nom tvorchestve sovremennyh kompozitorov Kazahstana [Stylistic Trends in the Instrumental Work of Modern Composers of Kazakhstan]. 2019. Magnitogorsk, M. Glinka Magnitogorsk State Conservatory (Academy), PhD Thesis. (In Russian)
Koncert organa s orkestrom [Organ Concert with Orchestra]. The Central State Archive of Film and Photographic Documents and Sound Recordings, F. 1971. Reg. 4. Arch. 4943. (In Russian)
Koncert studentov instituta iskusstv im. Kurmangazy [Concert of Students of the Kurmangazy Institute of Arts]. The Central State Archive of Film and Photographic Documents and Sound Recordings, F. 1971. Reg. 2. Arch. 2155. (In Russian)
Latyshova, Larissa. “Organnyj instrumentarij v Kazahstane: hronologija, funkcional’nost’ i tehnicheskie harakteristiki.” [“Organ Instruments in Kazakhstan: Chronology, Functionality and Technical Characteristics.”]. YouTube, uploaded by Larissa Latyshova, 27 February 2021, youtu.be/BPJOsH9vkdc. Accessed 20 July 2021. (In Russian)
Moiseyeva, Mariya. Organnoe iskusstvo Ispanii jepohi Vysokogo Vozrozhdenija i barokko [Organ Art of Spain of the High Renaissance and Baroque]. 2010. Moscow, Moscow State Conservatory, PhD Thesis. (In Russian)
Nesipbayev, Gabit. “Sekciya organa.” [“Organ Section.”] Kazahskaja nacional’naja konservatorija imeni Kurmangazy, 60 let [Kurmangazy Kazakh National Conservatory, 60 Years Old]. Edited and compiled by Gabit Nesipbayev, Almaty, ASU anima, 2004, pp. 57–63. (In Russian)
Pervyj organ v Kazahstane. g. Alma-Ata. Pervyj koncert organnoj muzyki v koncertnom zale instituta iskusstv im. Kurmangazy, ustanovka organa gruppoj specialistov iz GDR, torzhestvennoe otkrytie zala, fragmenty koncerta [The First Organ in Kazakhstan. Alma-Ata. The first concert of organ music in the concert hall of the Institute of Arts named after Kurmangazy, installation of the organ by a group of specialists from the GDR, the grand opening of the hall, fragments of the concert]. The Central State Archive of Film and Photographic Documents and Sound Recordings, F. 1967. Reg. 1. Arch. 1834. (In Russian)
Shakhnazarova, Nelly. Muzyka Vostoka i muzyka Zapada: Tipy muzykalnogo professionalizma [Music of the East and Music of the West: Types of Music Professionalism]. Moscow, Sovetskij kompozitor, 1983. (In Russian)
Trembovelsky, Yevgeny. “O citirovanii i nacional’noj suti simfonii ‘Zhiger’.” [“On Quoting and the National Essence of the Symphony ‘Zhiger’.”] Zhizn’ v iskusstve. Kompozitor Gaziza Zhubanova [Life in Art. Composer Gaziza Zhubanova]. Collection of articles, memoirs, reviews: on the 75th anniversary of the composer. Edited and compiled by Nurgiyan Ketegenova, Almaty, Oner, 2003, pp. 142–152. (In Russian)