Особенности интертекста в партии Абая из одноименной оперы Ахмета Жубанова и Латыфа Хамиди

Просмотры: 135

Поделиться:

Скачать статью Английский

Авторы

Алмат Избамбетов

												

Корреспондирующий автор

Докторант 1-го курса кафедры музыковедения и композиции

Казахский национальный университет искусств

Казахстан

https://orcid.org/0009-0009-1802-2834

Тойжан Егинбаева

												

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры музыковедения и композиции

Казахский национальный университет искусств

Казахстан

https://orcid.org/0000-0001-6738-6137

Информация о статье

Дата публикации статьи

2024-06-25

Страницы статьи

40–53

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Представленная научная статья посвящена анализу вокальной партии Абая из одноименной оперы Ахмета Жубанова и Латыфа Хамиди с использованием метода интертекстуальности. Исследование проводится в контексте богатой традиционной культуры Казахстана, включая музыкальные, литературные и смысловые аспекты оперной партии. Авторы статьи обращаются к современным теоретическим концепциям интертекстуальности для анализа связей между музыкальными элементами оперы и различными культурными текстами. Особое внимание уделяется интертекстуальным отсылкам в вокальной партии Абая, что позволяет понять глубокий контекст и смысловую загруженность музыкальных высказываний главного персонажа. Авторы используют многочисленные источники, включая современные исследования в области музыковедения, оперного искусства и культурологии, чтобы представить более глубокий анализ оперы «Абай» и ее места в культурном контексте. Результаты исследования помогают не только понять сложную структуру и содержание оперы, но и расширить представление о том, как метод интертекстуальности может способствовать более глубокому анализу музыкальных произведений.

Исследование базируется на теории интертекстуальности и включает анализ музыкальных, литературных и культурных аспектов оперы. Проводится сопоставительный анализ вокальной партии Абая с народными песнями, поэтическими произведениями и историческими сюжетами. Выявлены интертекстуальные связи в вокальной партии Абая, а также ее соотношение с культурным наследием Казахстана. Обсуждается влияние национального музыкального наследия на создание оперы. Представлены результаты анализа, позволяющие расширить понимание оперы «Абай» в контексте оперного искусства Казахстана.

Выводы исследования подчеркивают важность использования метода интертекстуальности для глубокого анализа оперной музыки. Статья вносит вклад в развитие научного направления и способствует более глубокому пониманию культурного значения оперы «Абай».

Ключевые слова

оперная традиция
оперное искусство
интертекстуальность
вокальная партия
Абай
казахстанская музыка
культурное наследие

Список источников и References

Akhmet Zhubanov. Edited by Nurgiyan Ketegenova and Aklima Omarova. Almaty, Oner, 2006. (In Kazakh)

Beisaliyeva, Dina. “Nekotorye dramaturgicheskie principy opery ‘Abaj’ A. Zhubanova, L. Hamidi.” [“Some Dramatic Principles of the ‘Abai’ Opera by A. Zhubanov and L. Hamidi.”] Ahmet Zhubanov: sbornik statej [Akhmet Zhubanov: Collection of Articles]. Edited by Nurgiyan Ketegenova and Aklima Omarova. Almaty, Oner, 2006, pp. 146–153. (In Russian)

Gasparov, Mikhail. “Literaturnyj intertekst i yazykovoj intertekst.” [“Literary Intertextuality and Linguistic Intertextuality.”]. Izvestiya RAN, Serija literatury i jazyka, vol. 61, no. 4, 2002, pp. 3–9. (In Russian)

Gorlée, Dinda. “Intersemioticity and Intertextuality: Picaresque and Romance in Opera.” Sign Systems Studies, vol. 44, no. 4, 2016, pp. 587–622. DOI: 10.12697/SSS.2016.44.4.06.

Jumakova, Umitzhan. Tvorchestvo kompozitorov Kazaxstana 1920–1980-h godov. Problemy istorii, smysla i cennosti [The Works of Kazakhstan’s Composers in 1920–1980s. Problems of History, Meaning and Value]. Astana, Foliant, 2003. (In Russian)

Kristeva, Julia. “Tekst romana.” [“The Novel Text.”]. Izbrannye trudy: Razrushenie poetiki [Selected Works: A Destruction of Poetics]. Transl. from French Georgiy Kosikov and Boris Narumov. Moscow, ROSSPEN, 2004, p. 395–593. (In Russian)

Kuzembayeva, Sara. Nacionalnye xudozhestvennye tradicii i ix konvergentnost v zhanre kazaxskoj opery [National Artistic Traditions and their Convergence in the Genre of Kazakh Opera]. Almaty, s. n., 2006. (In Russian)

Latif Khamidi. Edited by Aklima Omarova. Almaty, Oner, 2006. (In Kazakh)

Moskvin, Vassiliy. “Metodika intertekstualnogo analiza.” [“The Method of Intertextual Analysis.”] Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 3 (98), 2015, pp. 116–121. (In Russian)

Musakhodzhayeva, Saule. Kollektivnoe avtorstvo v kazaxskoj opere [Collective Authorship in the Kazakh Opera], 2020. Nur-Sultan, Kazakh National University of Arts, PhD thesis.

Rakisheva, Diana, et al. “Philosophy of the Intertextuality as a Method of Studying the ‘Kyz Zhibek’ Opera.” Bulletin of L. N. Gumilyov Eurasian National University. Historical Sciences. Philosophy. Religious Studies Series, vol. 145, no. 4, 2023, pp. 286–299. DOI: 10.32523/2616-7255-2023-145-4-286-299.

Sebeok, Thomas. “Enter Textuality: Echoes from the Extra-Terrestrial.” Poetics Today, vol. 6, no. 4, 1985, рр. 657–663. DOI: 10.2307/1771959.

Yerzakovich, Boris. “Nekotorye kommentarii k ‘Vospominaniyam’ (dnevnikam Ye. Brusilovskogo).” [“Some Comments on the ‘Memoirs’ (Diaries of Ye. Brusilovsky).”] Evgenij Brusilovskij: sbornik statej, ocherkov, vospominanij [Yevgeniy Brusilovsky: Collection of Articles, Essays and Memories]. Edited by Nurgiyan Ketegenova, Almaty, Oner, 2005, pp. 103–114. (In Russian)