Переосмысление места человека в социокультурном контексте в концепте режиссуры Владимира Тюлькина

Просмотры: 66

Поделиться:

Автор

Айдос Сейітжан

												

Докторант 1-го курса кафедры искусствоведения, старший преподаватель кафедры режиссуры кино и телевидения

Казахский национальный университет искусств

Казахстан

https://orcid.org/0009-0001-0978-2040

Информация о статье

Дата публикации статьи

2024-09-23

Страницы статьи

95–111

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Статья исследует эволюцию документального кинематографа Казахстана периода независимости через призму творчества Владимира Тюлькина. В работе анализируется, как отражение социокультурных изменений страны находит выражение в документальных фильмах, выявляя связь личной интерпретации режиссера в контексте переосмысления национальной истории.

Использование методологии Эдуарда Дубровского: «постановка проблемы», «герой, отражающий суть проблемы», «первичная драматическая ситуация» и «метод воплощения» – позволило не только выявить основные драматургические категории в фильмах Тюлькина, но и исследовать, как режиссер строит диалог со зрителем, разворачивая социальные и исторические нарративы. Для искусствоведческого анализа выбраны документальные фильмы «Повелитель мух» (1991), «Не про собак» (2010), «13 километров» (2018), до настоящего времени не получившие достаточного анализа. Эти фильмы иллюстрируют различные аспекты казахстанской реальности, включая политические перемены, социальные проблемы и личные истории обычных людей. Основное внимание в анализе уделено визуальным и нарративным стратегиям, которые режиссер использует для создания мощного эмоционального воздействия и понимания контекста событий.

Новизна исследования заключается в анализе трех работ режиссера, которые раскрывают его авторскую концепцию, направленную на психологическое исследование человека и его взаимодействия с окружающим миром, открывая новые горизонты взаимодействия кино с социокультурным контекстом.

Ключевые слова

документальное кино
кинематограф Казахстана
Владимир Тюлькин
режиссерские приемы и стратегии
драматургия неигрового кино
творческое наследие
теория авторства

Список источников и References

Абикеева, Гульнара. «Реконструкция памяти, или Новые темы в казахском кино». Saryn, т. 11, № 3, 2023, с. 63–75. DOI: 10.59850/SARYN.2.11.2023.14.

Дубровский, Эдуард. Остановись, мгновение! Очерки драматургии неигрового фильма. Москва, Искусство, 1982, 152 с.

Евтеева, Ирина. Кинодраматургия и строение фильма: учебное пособие. Санкт-Петербург, Лань: Планета музыки, 2020, 292 с.

Матизен, Виктор. «Собачья жизнь в отсутствие Якопетти. “Се – человек”, режиссер Владимир Тюлькин». Искусство кино, № 4, апрель, 1999, www.old.kinoart.ru/archive/1999/04/n4-article6. Дата доступа 13 мая 2024.

Мукушева, Назира. «Отражение исторического времени в казахском документальном кино». Этническая культура, т. 4, № 2, 2022, с. 17–20. DOI: 10.31483/r-101536.

Commoli, Jean-Louis. “Technique and Ideology: Camera, Perspective, Depth of Field.” Narrative, Apparatus, Ideology: A Film Theory Reader, ed. Philip Rosen, Columbia University Press, 1986, pp. 421–443.

Daminov, Ildar. “Reassessing Classification of Kazakhstan’s Ethnic Management Model: A Comparative Approach.” Journal of Eurasian Studies, vol. 11, no. 2, 2020, pp. 133–143. DOI: 10.1177/1879366520925337.

Sarris, Andrew. The Primal Screen. Essays on Film and Related Subjects. New York, Simon and Schuster, 1973, pp. 38–53.

Zimbardo, Philip George. The Lucifer Effect: Understanding How Good People Turn Evil. New York, Random House, 2007, p. 576.

Abikeyeva, Gulnara. “Reconstruction of Memory, or New Themes in Kazakh Cinema.” Saryn, vol. 11, no. 3, 2023, pp. 63–75. DOI: 10.59850/SARYN.2.11.2023.14. (In Russian)

Commoli, Jean-Louis. “Technique and Ideology: Camera, Perspective, Depth of Field.” Narrative, Apparatus, Ideology: A Film Theory Reader, ed. Philip Rosen, Columbia University Press, 1986, pp. 421–443.

Daminov, Ildar. “Reassessing Classification of Kazakhstan’s Ethnic Management Model: A Comparative Approach.” Journal of Eurasian Studies, vol. 11, no. 2, 2020, pp. 133–143. DOI: 10.1177/1879366520925337.

Dubrovskiy, Eduard. Ostanovis, mgnovenje: Ocherki dramaturgii neigrovogo filma [Stop, Moment: Essays on the Dramaturgy of Non-fiction Films]. Moscow, Iskusstvo, 1982. (In Russian)

Yevteyeva, Irina. Kinodramaturgiya i stroenie filma: uchebnoe posobie [Film Dramaturgy and Structure: Textbook]. St. Petersburg, Lan, Planeta muzyki, 2020. (In Russian)

Matizen, Viktor. “Sobachya zhizn v otsutstvii Yakopetti. ‘Se – chelovek’, rezhisser Vladimir Tyulkin.” [“Dog’s Life in the Absence of Jacopetti. ‘This is a Man’, directed by Vladimir Tyulkin.”] Iskusstvo kino, April 1998, http://old.kinoart.ru/archive/1999/04/n4-article6. Accessed 13 May 2024. (In Russian)

Mukusheva, Nazira. “Otrazhenie istoricheskogo vremeni v kazakhskom dokumentalnom kino.” [“Reflection of Historical Time in Kazakh Documentary Cinema.”] Etnicheskaya kultura, vol. 4, no. 2, 2022, pp. 17–20. DOI: 10.31483/r-101536. (In Russian)

Sarris, Andrew. The Primal Screen. Essays on Film and Related Subjects. New York, Simon and Schuster, 1973, pp. 38–53.

Zimbardo, Philip George. The Lucifer Effect: Understanding How Good People Turn Evil. New York, Random House, 2007, p. 576.