Влияние древних тотемических верований на традиционное казахское пение

Просмотры: 24

Поделиться:

Скачать статью Английский

Автор

Алия Сабирова

												

Кандидат исскуствоведения, доцент кафедры музыковедения и композиции

Казахская национальная консерватория им. Курмангазы

Казахстан

https://orcid.org/0000-0002-0740-5479

Информация о статье

Дата публикации статьи

2020-09-30

Страницы статьи

52-61

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Казахстанская музыкальная культура, несомненно, имеет богатую историю, уходящую корнями в глубину веков. Философия казахского народа пронизана мифологическими верованиями, верой в высшие силы, магию. Музыка всегда имела для казахов сакральное значение, все основные этапы жизни сопровождались соответствующими народными песнями. Тотемические верования занимают особое место в философии казахской музыки. В данной статье делается попытка установить связь между тотемизмом в казахской культуре и традиционным пением. Прослежена эволюция тотемных символов и их роль в жизни казахского народа. Также была проанализирована сакральная роль традиционного пения. В данном исследовании тотемические верования рассматриваются как неотъемлемая часть всей казахстанской картины мира.

Ключевые слова

Казахская культура
традиции
песенное искусство
тотемизм
сакральный смысл
шаманизм
символизм

Список источников и References

Abilkasymov, B. Telkonyr. Almaty, 1993.

Akataev, S. N. Specific nature of the nomad culture. In Nomads – Aesthetics. Almaty: Gylym, 1993.

Amirova, D. The earlier forms of the Kazakh song culture. In The history of the Art of Kazakhstan. Almaty, 2003.

Auezov. M. Adebiet tarihy. Almaty, 1971.

Baipakov, K.M. The Great Silk Road on the territory of Kazakhstan. Almaty: Adamar, 2007.

Bartold, V.V. The history of the Turkish-Mongolian peoples (5th vol.; pp. 193-229). Tashkent, 1928.

Berdibai, A. The Kazakh traditional song with a refrain (doctoral dissertation). Almaty, 1997.

Elamanova, S. Kazakh traditional singing art. Almaty: Daik-press, 2000.

Fatkullina, F. G. Typology of concepts in modern linguistics. Pedagogicheskiy Zhurnal Bashkortostana, 1(15), 239-243, 2015.

Freidenberg, O. Introduction in the theory of the ancient folklore. Moscow: Nauka, 1978.

Hoppal, M. Shamanism in Siberian. In T.-G. Kim, M. Hoppal & O. J. Von Sadovszky (Eds.) Shamanism in Performing Arts (Bibliotheca Shamanistica 1). Budapest: Akademiai Kiado, 1995.

Kaskabasov, S. Cradle of art. Almaty: Oner, 1992.

Kendybaev, F. B. The Kazakh folk lyrics (Doctoral dissertation). Almaty, 1964.

Kenesov, E. K. (2015). The Kazakh phytonyms as a reflection of the spiritual core and artistic and aesthetic ideals of the people. Sovremennye Problemy Nauki i Obrazovaniya, 2-2, 195.

Margulan, A. Kh. The members of the ancient poetic culture of the Kazakh people. Almaty: Nauka, 1959.

Margulan, A. Kh. Korkyt ata omiri men afsanalar. Journal “Juldyz”, 4; 1983.

Mergaliev, D. M. Musical folklore of the Kazakh people. Izvestiya Altayskogo Gosudarstvennogo Universiteta, 2, 77-79, 2007.

Nauryzbaeva, Z. The eternal sky of the Kazakhs. Almaty: SaGa, 2013.

Omarova, G. N. Kobyz tradition. Questions of studying the Kazakh traditional music. Almaty, 2009.

Omarova, G. N. Civilizational paradigm in studying the musical culture of the nomands of the Central Asia (the case of Kazakhs). Evraziyskiy Soyuz Uchenykh, 2-2(23), 159-161, 2016.

Pearson, J. L. Shamanism and the ancient mind: a cognitive approach to archaeology. USA, Maryland,Lanham: Alta Mira Press, 2002..

Raimbergenova, S. Sh. (1993). Ancient instrumental music of the Kazakh people (exemplified by dombra kyuis) (Doctoral dissertation). Tashkent.

Sagalaev, M. & Oktyabrskaya, I. V. Traditional worldview of the Turks from the Southern Siberian: Sign and Ritual. Novosibirsk: Nauka, 1990.

Shegebaev, P. The emergence and development of the image of a nightingale in the dombra music. In Instrumental music of the Kazakh people. Almaty: Oner, 1985.

Sklyar, I. G. & Kamalova, N. K. Genealogy and morphology of Kazakh ritual cults. Vestnik Moskovskogo Gosudarstvennogo Universiteta Kultury i Iskusstv, 4(66), 123-129, 2015.

Terner, V. Symbol and ritual. Moscow: Nauka, 1983.

Toporov, V. N. Plants. In Myths of the peoples of the world (2nd vol.; pp. 368-369). Moscow, 1992.

Uahatov, B. Kazaktynhalykolenderi. Almaty, 1974.

Underhill, J. W. Humboldt, Worldview and Language.Edinburgh: Edinburgh University Press Ltd, 2009.

Valihanov, Ch. The traces of Shamanism in Kirgiz people. In Ch. Valikhanov Selected works. Almaty: Kazgoslitizdat, 1958.

Zhubanov, A. K. The strings of the centuries: essays on the life and creative work of the Kazakh people’s composers. Almaty: Kazgosizdat, 1958.

Zhubanov, A. K. The nightingales of the centuries: essays on the people’s composers and singers (G. Belger, Trans. from Kazakh). Almaty: Daik-Press, 2002.