О многозначности понятия интерпретации в музыкальном исполнительстве

Просмотры: 136

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Анастасия Мартынова

												

Магистр искусств, докторант 2-го курса кафедры музыковедения и композиции

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

https://orcid.org/0009-0004-0244-2715

Информация о статье

Дата публикации статьи

2024-09-23

Страницы статьи

51–73

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

 «Интерпретация» в музыкальной исполнительской деятельности относится к числу наиболее часто используемых понятий и имеет достаточно широкий контекст применения. В данной статье рассматриваются коммуникативный, структурно-семантический и стилевой факторы многозначности анализируемого понятия.

Методология обусловлена особенностями исследования структуры исполнительской интерпретации. Теоретической основой послужили работы отечественных и зарубежных музыковедов, посвященные вопросам методики музыкального исполнительского искусства и, в частности, скрипичного исполнительства, а также работы по истории и теории музыки. Использовались методы сравнительно-исторического, типологического изучения, целостного, стилевого и исполнительского анализа.

Определяются три основных фактора многозначности интерпретации в исполнительском музыкальном искусстве: коммуникативный, структурно-семантический и стилевой.

Специфика коммуникативного фактора проявляется в субъективной направленности исполнительской деятельности к объективности замысла композитора, которая определяет выбор средств исполнительской выразительности и концептуальное содержание.

Структура интерпретации представлена в виде организации комплекса средств исполнительской выразительности на трех основных уровнях: фоническом, синтаксическом и композиционном (Назайкинский). Параллельно этой организации средств музыкального языка и речи проявляется содержательный уровень, на трех этапах которого развитие художественных образов формирует сюжет, а его итоговое развитие приводит к выражению авторской концепции.

Все средства исполнительской выразительности и компоненты содержания, участвующие в создании исполнительской интерпретации, обладают качествами стилевой специфичности, проявляющимися на различных уровнях стиля.

Различное сочетание и взаимодействие выразительных средств в пределах отмеченных факторов многозначности интерпретации – коммуникативного, структурно-семантического и стилевого – обеспечивают художественные особенности и степень индивидуальности исполнительской интерпретации.

Ключевые слова

исполнительская интерпретация
смысловая многозначность
средства исполнительской выразительности
музыкальный язык и речь
структурный уровень
содержательный уровень
авторская концепция
исполнительский стиль

Список источников и References

Алексеев, Александр. Творчество музыканта-исполнителя. Москва, Музыка, 1991, 102 с.

Арановский, Марк. «Тезисы о музыкальной семантике». Музыкальный текст: структура и свойства. Арановский, Марк. Москва, Композитор, 1998, с. 315–342.

Арановский, Марк. Музыкальный текст: структура и свойства. Москва, Композитор, 1998, 343 с.

Асафьев, Борис. Музыкальная форма как процесс. 2-е издание. Ленинград, Музыка, 1971, 376 с.

Барсова, Инна. Симфонии Густава Малера. Москва, Советский композитор, 1975, 496 с.

Гвоздев, Алексей. «Некоторые вопросы интерпретации музыки». Проблемы музыкальной науки, т. 10, № 1, 2012, с. 88–92, www.musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/411. Дата доступа 30 мая 2024.

Гуляницкая, Наталия. Методы науки о музыке: Исследование. Москва, Музыка, 2009, 254 с.

Гуренко, Евгений. Проблемы художественной интерпретации. Новосибирск, Наука, 1982, 256 с.

Драч, Наталья. Основные стилевые тенденции в отечественном фортепианном исполнительстве во второй половине ХХ века. 2006. Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, кандидатская диссертация, 187 с., www.dissercat.com/content/osnovnye-stilevye-tendentsii-v-otechestvennom-fortepiannom-iskusstve-vtoroi-poloviny-xx-veka?ysclid=lrbponxoyr61500031. Дата доступа 30 мая 2024.

Казанцева, Людмила. «Понятие музыкального содержания». Музыкальное содержание, 2009, www.muzsoderjanie.ru/nauka/nauchnie-publicacii/91-kazantseva-ponyatie-muz-soderjaniya.html. Дата доступа 30 мая 2024.

Кац, Борис. «Сюжет в баховской фуге». Советская музыка, № 10, 1981, с. 100–110.

Корыхалова, Наталья. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике. Ленинград, Музыка, 1979, 208 с.

Кремлев, Юлий. Очерки по вопросам музыкальной эстетики. Москва, Музгиз, 1957, 242 с.

Кюи, Цезарь. Избранные статьи. Составитель, автор вступительной статьи и примечаний Израиль Гусин. Ленинград, Государственное музыкальное издательство, 1952, 691 с.

Лаврова, Светлана. Проекции основных концептов постструктуралистской философии в музыке постсериализма. 2016. Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова, докторская диссертация, 535 с., www.researchgate.net/publication/313440308_Proekcii_osnovnyh_konceptov_poststrukturalistskoj_filosofii_v_muzyke_postserializma. Дата доступа 30 мая 2024.

Лебедев, Сергей. «Интерпретация в музыке». Энциклопедия, www.knowledge.su/i/interpretatsiya-v-muzyke. Дата доступа 30 мая 2024.

Либерман, Евгений. Работа над фортепианной техникой. Москва, Классика–ХХI, 2003, 141 с.

Ливанова, Тамара. «Проблема стиля в музыке XVII века». Ливанова, Тамара. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. Москва, Музыка, 1981, с. 56–79.

Медушевский, Вячеслав. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. Москва, Музыка, 1976, 253 с.

Музыкальный словарь Гроува. 2-е издание. Перевод с английского, редакция и дополнения Льва Акопяна. Москва, Практика, 2006, 1103 с.

Муратов, Сергей. «Артикуляция при игре на смычковых инструментах». Самиздат, www.samlib.ru/m/muratow_s_w/violinarticulation.shtml. Дата доступа 30 мая 2024.

Мятиева, Наталья. Исполнительская интерпретация ХХ века: теория и практика. 2010. Магнитогорская государственная консерватория имени М. И. Глинки, кандидатская диссертация, 186 с., www.cheloveknauka.com/ispolnitelskaya-interpretatsiya-muzyki-vtoroy-poloviny-xx-veka. Дата доступа 30 мая 2024.

Назайкинский, Евгений. Логика музыкальной композиции. Москва, Музыка, 1982, 319 с.

Назайкинский, Евгений. Стиль и жанр в музыке: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003, 248 с.

Нейгауз, Генрих. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е издание. Москва, Музыка, 1988, 240 с.

Переверзева, Марина. Алеаторика как принцип композиции. 2014. Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, докторская диссертация, 571 с., www.dissercat.com/content/aleatorika-kak-printsip-kompozitsii?ysclid=lrc9ob8xck73381096. Дата доступа 30 мая 2024.

Петров, Алексей. «Лирический сюжет в инструментальной музыке». Советская музыка, № 9, 1985, с. 72–74.

Петрусева, Надежда. «О двух тенденциях Новой музыки». Litera, № 3, 2013, с. 177–233. DOI: 10.7256/2306-1596.2013.3.10184.

Рабинович, Давид. Исполнитель и стиль. Москва, Классика–XXI, 2008, 208 с.

Рубинштейн, Антон. «О музыке в России». Век, № 1, 1861, 40 с. www.prlib.ru/item/826865?ysclid=lrc9x3zl8s702201283. Дата доступа 30 мая 2024.

Соссюр, Фердинанд. Курс общей лингвистики. Перевод с французского Светланы Чистяковой. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 1999, 432 с.

Сохор, Арнольд. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. 2-е издание, стереотипное. Санкт-Петербург, Лань, 2018, 128 с.

Станиславский, Константин. Работа актера над ролью. Москва, ACT, 2010, 473 с.

Холопов, Юрий. «Вклад Кейджа в музыкальное мышление ХХ века». Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. Материалы международной научно-практической конференции. 2004. МГК имени П. И. Чайковского. Редактор-составитель Юрий Холопов и др. Москва, МГК имени П. И. Чайковского, 2004, с. 79–91.

Цуккерман, Виктор. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. Москва, Музыка, 1974, 243 с.

Цурганова, Елена. «Герменевтика». Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. 2-е издание, исправленное и дополненное. Ответственные редакторы Илья Ильин и Елена Цурганова. Москва, Интрада-ИНИОН, 1999, с. 185–192.

Чайковский, Петр. Музыкально-критические статьи. 2-е издание. Вступительная статья и пояснения Василия Яковлева. Москва, Музгиз, 1953, 438 с.

Шульпяков, Олег. «Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя». О субъективном и объективном в исполнительском искусстве: Хрестоматия по музыкальной педагогике и исполнительству. Редактор-составитель Людмила Ивонина. Пермь, Пермский государственный институт искусства и культуры, 2007, с. 319–329.

Ямпольский, Израиль. «Интерпретация». Музыкальная энциклопедия. Т. 2. Главный редактор Юрий Келдыш. Москва, Советская энциклопедия, 1974, с. 549–550.

Besada, Jose Luis. “Xenakis’ Sieve Theory: A Remnant of Serial Music?” Journal of the Society for Music Theory, vol. 28, no. 2, 2022. DOI: 10.30535/mto.28.2.2.

Dart, Thurston. The Interpretation of Music. London, Hutchinson, 1962.

Hier, David. “Chromatic Function in Schoenberg’s Little Piano Piece, op. 19, no. 1.” Journal of the Society for Music Theory, vol. 29, no. 3, 2023. DOI: 10.30535/mto.29.3.3.

Keep, David. “Review of Joel Lester, Brahms’s Violin Sonatas: Style, Structure, Performance (New York: Oxford University Press, 2020).” Journal of the Society for Music Theory, vol. 28, no. 2, 2022, www.mtosmt.org/issues/mto.22.28.2/mto.22.28.2.keep.html. Assessed 30 May 2024.

Schuiling, Floris. “Talking Scores and the Dismediation of Music Notation.” Journal of the Society for Music Theory, vol. 29, no. 1, 2023. DOI: 10.30535/mto.29.1.3.

Zeller, Matthew. “Klangfarbenmelodie, Chromophony, and Timbral Function in Arnold Schoenberg’s ‘Farben’.” Journal of the Society for Music Theory, vol. 29, no. 3, 2023. DOI: 10.30535/mto.29.3.8.

Alekseyev, Aleksandr. Tvorchestvo muzykanta-ispolnitelya [Creativity of a Performing Musician]. Moscow, Muzyka, 1991. (In Russian)

Aranovsky, Mark. Muzykalnyy tekst: struktura i svoystva [Musical Text: Structure and Properties]. Moscow, Kompozitor, 1998. (In Russian)

Aranovsky, Mark. “Tezisy o muzykal'noj semantike.” [“Theses on Musical Semantics.”] Muzykal'nyj tekst: struktura i svojstva [Musical Text: Structure and Properties]. Moscow, Kompozitor, 1998, pp. 315–342. (In Russian)

Asafyev, Boris. Muzykalnaya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. 2nd ed., Leningrad, Muzyka, 1971. (In Russian)

Barsova, Inna. Simfonii Gustava Malera [Symphonies of Gustav Mahler]. Moscow, Sovetskij kompozitor, 1975. (In Russian)

Besada, Jose Luis. “Xenakis’ Sieve Theory: A Remnant of Serial Music?” Journal of the Society for Music Theory, vol. 28, no. 2, 2022. DOI: 10.30535/mto.28.2.2.

Cui, Cesar. Izbrannye stat'i [Selected Articles]. Intr. article, notes and compiled by Israel Gusin. Leningrad, Gosudarstvennoe muzykalnoe izdatelstvo, 1952. (In Russian)

Dart, Thurston. The Interpretation of Music. London, Hutchinson, 1962.

Drach, Natalya. Osnovnyye stilevyye tendentsii v otechestvennom fortepiannom ispolnitelstve vo vtoroy polovine XX veka [Main Stylistic Trends in Russian Piano Performance in the Second Half of the 20th Century]. 2006. Saratov, Sobinov Saratov State Conservatory, PhD Thesis, www.dissercat.com/content/osnovnye-stilevye-tendentsii-v-otechestvennom-fortepiannom-iskusstve-vtoroi-poloviny-xx-veka?ysclid=lrbponxoyr61500031. Accessed 30 May 2024. (In Russian)

Gulyanitskaya, Nataliya. Metody nauki o muzyke: Issledovaniye [Music Science Methods: Study]. Moscow, Music, 2009. (In Russian)

Gurenko, Yevgeniy. Problemy khudozhestvennoy interpretatsii [Problems of Artistic Interpretation]. Novosibirsk, Nauka, 1982. (In Russian)

Gvozdev, Aleksey. “Nekotoryye voprosy interpretatsii muzyki.” [“Some Questions of Music Interpretation.”] Music Scholarship, vol. 10, no 1, 2012, www.musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/411. Accessed 30 May 2024. (In Russian)

Hier, David. “Chromatic Function in Schoenberg’s Little Piano Piece, op. 19, no. 1.” Journal of the Society for Music Theory, vol. 29, no. 3, 2023. DOI: 10.30535/mto.29.3.3.

Kats, Boris. “Syuzhet v bakhovskoj fuge.” [“The Bach’s Fugue Plot.”] Sovetskaya muzyka, no. 10, 1981, pp. 100–110. (In Russian)

Kazantseva, Lyudmila. “Ponyatiye muzykalnogo soderzhaniya.” [“The Musical Content Concept.”] Muzykalnoye soderzhaniye, 2009, www.muzsoderjanie.ru/nauka/nauchnie-publicacii/91-kazantseva-ponyatie-muz-soderjaniya.html. Accessed 30 May 2024. (In Russian)

Keep, David. “Review of Joel Lester, Brahms’s Violin Sonatas: Style, Structure, Performance (New York: Oxford University Press, 2020).” Journal of the Society for Music Theory, vol. 28, no. 2, 2022, www.mtosmt.org/issues/mto.22.28.2/mto.22.28.2.keep.html. Assessed 30 May 2024.

Kholopov, Yuriy. “Vklad Keydzha v muzykalnoye myshleniye XX veka.” [“Cage’s Contribution to Musical Mind of the 20th Century.”] John Cage. On the 90th Birthday, proceedings of the International Scientific-Practical Conference. Tchaikovsky Moscow State Conservatory. Edited by Yuriy Kholopov, et al. Moscow, 2004, pp. 79–91. (In Russian)

Korykhalova, Natalya. Interpretatsiya muzyki: Teoreticheskiye problemy muzykalnogo ispolnitelstva i kriticheskiy analiz ikh razrabotki v sovremennoy burzhuaznoy estetike [Interpretation of Music: Theoretical Problems of Musical Performance and Critical Analysis of Their Development in Modern Bourgeois Aesthetics]. Leningrad, Muzyka, 1979. (In Russian)

Kremlev, Yuliy. Ocherki po voprosam muzykalnoy estetiki [Essays on Musical Aesthetics]. Moscow, Muzgiz, 1957. (In Russian)

Lavrova, Svetlana. Proyektsii osnovnykh kontseptov poststrukturalistskoy filosofii v muzyke postserializma [Projections of the Main Concepts of Post-Structuralist Philosophy in the Music of Post-Serialism]. 2016. Kazan, Zhiganova Kazan State Conservatory, PhD Thesis, www.researchgate.net/publication/313440308_Proekcii_osnovnyh_konceptov_poststrukturalistskoj_filosofii_v_muzyke_postserializma. Accessed 30 May 2024. (In Russian)

Lebedev, Sergey. “Interpretatsiya v muzyke.” [“Interpretation in Music.”] Encyclopedia, http://www.knowledge.su/i/interpretatsiya-v-muzyke. Accessed 30 May 2024. (In Russian)

Liberman, Yevgeniy. Rabota nad fortepiannoy tekhnikoy [Working on Piano Technique]. Moscow, Klassika–ХХI, 2003. (In Russian)

Livanova, Tamara. “Problema stilya v muzyke XVII veka.” [“The Problem of Style in Music of the 17th Century.”] Iz istorii muzyki i muzykoznaniya za rubezhom [From the History of Music and Musicology Abroad]. Moscow, Muzyka, l981, pp. 56–79. (In Russian)

Medushevskiy, Vyacheslav. O zakonomernostyakh i sredstvakh khudozhestvennogo vozdeystviya muzyki [On the Laws and Tools of the Artistic Influence of Music]. Moscow, Muzyka, 1976. (In Russian)

Muratov, Sergey. “Artikulyatsiya pri igre na smychkovykh instrumentakh.” [“Articulation on Bowed Instruments.”] Samizdat, http://samlib.ru/m/muratow_s_w/violinarticulation.shtml. Accessed 30 May 2024. (In Russian)

Muzykalnyy slovar Grouva [Grove Dictionary of Music and Musicians]. Transl. from English, edited and added by Lev Akopyan, Moscow, Praktika, 2006, 1103 column. (In Russian)

Myatiyeva, Natalya. Ispolnitelskaya interpretatsiya ХХ veka: teoriya i praktika [Performing Interpretation of the 20th Century: Theory and Practice]. 2010. Magnitogorsk, Glinka Magnitogorsk State Conservatory, PhD Thesis, www.cheloveknauka.com/ispolnitelskaya-interpretatsiya-muzyki-vtoroy-poloviny-xx-veka. Accessed 30 May 2024. (In Russian)

Nazaykinskiy, Yevgeniy. Logika muzykalnoy kompozitsii [Logic of Musical Composition]. Moscow, Muzyka, 1982. (In Russian)

Nazaykinskiy, Yevgeniy. Stil i zhanr v muzyke: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Style and Genre in Music: Textbook for Students of Higher Educational Institutions]. Moscow, VLADOS, 2003. (In Russian)

Neuhaus, Heinrich. Ob iskusstve fortepiannoy igry: Zapiski pedagoga [On the Art of Piano Playing: Teacher’s Notes]. 5th ed., Moscow, Muzyka, 1988. (In Russian)

Pereverzeva, Marina. Aleatorika kak printsip kompozitsii [Aleatorics as a Principle of Composition]. 2014. Moscow, Tchaikovsky Moscow State Conservatory, PhD Thesis, www.dissercat.com/content/aleatorika-kak-printsip-kompozitsii?ysclid=lrc9ob8xck73381096. Accessed 30 May 2024. (In Russian)

Petrov, Aleksey. “Liricheskij syuzhet v instrumental'noj muzyke.” [“Lyrical Plot in Instrumental Music.”] Sovetskaya muzyka, no. 9, 1985, pp. 72–74. (In Russian)

Petruseva, Nadezhda. “O dvukh tendentsiyakh Novoj muzyki.” [“About Two Trends in New Music.”] Litera, no. 3, 2013, pp. 177–233. DOI: 10.7256/2306-1596.2013.3.10184. (In Russian)

Rabinovich, David. Ispolnitel i stil [Performer and Style]. Moscow, Klassika–XXI, 2008. (In Russian)

Rubinstein, Anton. “O muzyke v Rossii.” [“About Music in Russia.”] Vek, no. 1, 1861, www.prlib.ru/item/826865?ysclid=lrc9x3zl8s702201283. Accessed 30 May 2024. (In Russian)

Saussure, Ferdinand de. Kurs obshchey lingvistiki [General Linguistics Course]. Transl. from French by Svetlana Chistyakova. Yekaterinburg, Izdatelstvo Uralskogo universiteta, 1999. (In Russian)

Sokhor, Arnold. Muzyka kak vid iskusstva: Uchebnoe posobie [Music as an Art Form: A Study Guide]. 2nd ed., stereotypical. Saint Petersburg, Lan, 2018. (In Russian)

Stanislavskiy, Konstantin. Rabota aktera nad rolyu [Actor’s Work on the Role]. Moscow, ACT, 2010. (In Russian)

Schuiling, Floris. “Talking Scores and the Dismediation of Music Notation.” Journal of the Society for Music Theory, vol. 29, no. 1, 2023. DOI: 10.30535/mto.29.1.3.

Shulpyakov, Oleg. “Rabota nad khudozhestvennym proizvedeniyem i formirovaniye muzykalnogo myshleniya ispolnitelya.” [“Working on the Work of Art and the Formation of Musical Mind of the Performer.”] O subyektivnom i obyektivnom v ispolnitelskom iskusstve: Khrestomatiya po muzykalnoy pedagogike i ispolnitelstvu v 2 chastyakh [On Subjective and Objective in Performing Art: Сhrestomathy on Musical Pedagogy and Performing in 2 parts]. Compiled by Lyudmila Ivonina. Perm, Permskiy gosudarstvennyy institut iskusstva i kultury, 2007, pp. 319–329. (In Russian)

Tchaikovsky, Pyotr. Muzykal'no-kriticheskie stat'i [Musical-Critical Articles]. Intr. article and expl. by Vassiliy Yakovlev, 2nd ed. Moscow, Muzgiz, 1953. (In Russian)

Tsukkerman, Viktor. Analiz muzykal'nykh proizvedenij. Variatsionnaya forma. [Analysis of Musical Works. Variation Form]. Moscow, Muzyka, 1974. (In Russian)

Tsurganova, Yelena. “Germenevtika.” [“Hermeneutics.”] Sovremennoye zarubezhnoye literaturovedeniye: Entsiklopedicheskiy spravochnik [Modern Foreign Literary Criticism: Encyclopedic Handbook]. Moscow, Intrada–INION, 1999, pp. 185–192. (In Russian)

Yampolskiy, Israel. “Interpretatsiya.” [“Interpretation.”] Muzykalnaya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Edited by Yuriy Keldysh. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1974, columns 549–550. (In Russian)

Zeller, Matthew. “Klangfarbenmelodie, Chromophony, and Timbral Function in Arnold Schoenberg’s ‘Farben’.” Journal of the Society for Music Theory, vol. 29, no. 3, 2023. DOI: 10.30535/mto.29.3.8.