Информация о статье
Дата публикации статьи
2021-03-30
Страницы статьи
45-57
Раздел
Искусство и гуманитарные науки
Лицензия
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению обработок домбровых кюев для кобыза в сопровождении фортепиано в творчестве Г. С. Абдрашевой. Работа базируется на анализе обработок кюев Құрманғазы. Среди них – «Қызыл қайын серпер», «Саранжап», «Ақбай», а также – обработки домбрового кюя Қ. Ахмедиярова «Қуаныш» и кюй Есіра «Күнтай», сделанные Г. С. Абдрашевой. В работе использованы сравнительный метод, и также, методы комплексного и системного музыкального анализа.
В результате исследования выявлено, что в обработках домбровых кюев, созданных Г. С. Абдрашевой, все характерные для традиционного кюя разделы сохранены, а партия фортепианного сопровождения имеет развитую фактуру и рельефно подчеркивает все кульминационные зоны сочинений. Благодаря значительным инструментальным возможностям, партия фортепиано способствует более глубокому и выразительному выявлению особенностей авторского замысла, что мастерски удалось претворить Г.С. Абдрашевой в данных обработках. Композитор умело использует возможности инструмента и наделяет фортепианное звучание элементами, типичными для традиционного звучания домбры.
В перспективе, материалы и выводы данной работы могут быть использованы на занятиях в классе концертмейстерского мастерства, в работе концертмейстеров, а также – в качестве методологической основы при исследовании данной области музыкознания.
Ключевые слова
обработка домбровых кюев для кобыза
Г.С. Абрашева
Список источников и References
Мухамбетова, А.И. Тенгрианский календарь и традиционная музыкальная культура казахов // Автореферат диссертации на соискание уч. ст. доктора искусствоведения. – Ташкент, 2005. – С. 3.
Мухамбетова, А. И. Народная инструментальная культура казахов. Генезис и программность в свете эволюции форм музицирования // Автореферат диссертации на соискание уч. ст. кандидата искусствоведения. – Ленинград, 1976. – С. 3.
Сарыбаев, Т. Кюй как коммуникативное явление // Инструментальная музыка казахского народа. – Алма-Ата, 1985. – С. 51.
Аманов, Б. Композиционная терминология домбровых кюев. // Инструментальная музыка казахского народа статьи, очерки. – Алма-Ата, 1985. – С. 39-48.
Омарова, Г. Повторяющиеся мотивы в кобызовых кюях // Инструментальная музыка казахского народа статьи, очерки. – Алма-Ата, 1985. – С. 3-14.
Мухамбетов А. Тематизм кобызовых кюев (о синкретизме ранних форм музыкального мышления) // Проблемы музыкального тематизма. Тезисы. – Алма-Ата, 1977. – С. 26-27.
Райымбергенов, А. Проблемы текстологической вариантности кюев казахского народа // Инструментальная музыка казахского народа статьи, очерки. – Алма-Ата, 1985. – С. 63-93.
Muhambetova, A.I. Tengrianskij kalendar' i tradicionnaya muzykal'naya kul'tura kazahov // Avtoreferat dissertacii na soiskanie uch. st. doktora iskusstvovedeniya. – Tashkent, 2005. – P. 3.
Muhambetova, A. I. Narodnaya instrumental'naya kul'tura kazahov. Genezis i programmnost' v svete evolyucii form muzicirovaniya // Avtoreferat dissertacii na soiskanie uch. st. kandidata iskusstvovedeniya. – Leningrad, 1976. – P. 3.
Sarybaev, T. Kyuj kak kommunikativnoe yavlenie // Instrumental'naya muzyka kazahskogo naroda. – Alma-Ata, 1985. – P. 51.
Amanov, B. Kompozicionnaya terminologiya dombrovyh kyuev. // Instrumental'naya muzyka kazahskogo naroda stat'i, ocherki. – Alma-Ata, 1985. – P. 39-48.
Omarova, G. Povtoryayushchiesya motivy v kobyzovyh kyuyah // Instrumental'naya muzyka kazahskogo naroda stat'i, ocherki. – Alma-Ata, 1985. – P. 3-14.
Muhambetov A. Tematizm kobyzovyh kyuev (o sinkretizme rannih form muzykal'nogo myshleniya) // Problemy muzykal'nogo tematizma. Tezisy. – Alma-Ata, 1977. – P. 26-27.
Rajymbergenov, A. Problemy tekstologicheskoj variantnosti kyuev kazahskogo naroda // Instrumental'naya muzyka kazahskogo naroda stat'i, ocherki. – Alma-Ata, 1985. – P. 63-93.