Информация о статье
Дата публикации статьи
2021-03-30
Страницы статьи
37-44
Раздел
Искусство и гуманитарные науки
Лицензия
Аннотация
Вариационные циклы и циклы миниатюр «Вариации на тему Абегг», «Бабочки», «Экспромты на тему Клары Вик», «Карнавал» и «Симфонические этюды» Роберта Шумана представляют интерес с точки зрения эволюции фортепианного стиля композитора, становления новых композиционных принципов романтического цикла сюитного типа, а также принципов программности. Через анализ исторического контекста названных произведений, их композиционных и стилевых особенностей, выявляется новаторство творческого метода Р. Шумана, раскрываются взаимосвязи ранних циклических произведений с более поздним фортепианным творчеством. К особенностям циклических произведений Р. Шумана относятся развитие виртуозного пианизма, сближение вариационной и циклической форм (а также циклической формы и рондо), не сюжетная программность. Специфическими композиционными приёмами в русле программности становятся использование тем-анаграмм и музыкальных портретов (Флорестан и Эвсебий, «скрытые» адресаты, посвящения). Эти особенности определили не только эволюцию фортепианного стиля композитора, но и в целом развитие музыкального Романтизма.
Ключевые слова
фортепианные циклы Шумана
романтический пианизм
программность
циклы сюитного типа
Список источников и References
Житомирский Д.В. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества / Д.В. Житомирский. - Новое, перераб. изд. - Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского : Композитор, 2000. - 373 с.
Попова Н. Фортепьянные сонаты Шумана. – Москва, 1959. 70 с.
Gurlitt W.R. Schumann und die Romantik in der Musik. «106. Niederrheinisches Musikfest in Diisseldorff», «Jahrbuch», 1951.
Worner K.H. Robert Schumann. Ziirich — Freiburg, 1949.
Gustav Jansen F. Robert Schumanns Briefe: Neue folge. – Leipzig, 1886. – 406p.
Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII-XX веков. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 344с.
Schumann C. Jugendbriefe von Robert Schumann. Nach den Originalen mitgeteilt von Clara Schumann. Leipzig, 1885; 4. Aufl.— 1910.
Горностаева В.В. Открытый рояль - Р. Шуман «Карнавал» ор. 9 // Youtube [сайт]. 23 апреля 2016г. URL: https://www.youtube.com/watch?v=fwFKCi-FI48&t=524s
Крауклис Г.В. Проблемы западноевропейского программного симфонизма XIX века // докторская диссертация. Москва, 1981г.
Zhitomirskij D.V. Robert Shuman. Ocherk zhizni i tvorchestva / D.V. Zhitomirskij. - Novoe, pererab. izd. - Mosk. gop. konservatoriya im. P.I. Chajkovskogo : Kompozitor, 2000. - 373 p.
Popova N. Fortep'yannye sonaty Shumana. – Moskva, 1959. 70 p.
Gurlitt W.R. Schumann und die Romantik in der Musik. «106. Niederrheinisches Musikfest in Diisseldorff», «Jahrbuch», 1951.
Worner K.H. Robert Schumann. Ziirich — Freiburg, 1949.
Gustav Jansen F. Robert Schumanns Briefe: Neue folge. – Leipzig, 1886. – 406p.
Kyuregyan T.P. Forma v muzyke XVII-XX vekov. – M.: TC «Sfera», 1998. – 344p.
Schumann C. Jugendbriefe von Robert Schumann. Nach den Originalen mitgeteilt von Clara Schumann. Leipzig, 1885; 4. Aufl.— 1910.
Gornostaeva V.V. Otkrytyj royal' - R. Shuman «Karnaval» or. 9 // Youtube [sajt]. 23 aprelya 2016g. URL: https://www.youtube.com/watch?v=fwFKCi-FI48&t=524s
Krauklis G.V. Problemy zapadnoevropejskogo programmnogo simfonizma XIX veka // doktorskaya dissertaciya. Moskva, 1981g.