Тувинский композитор Аяна Оюн (творческий портрет)

Просмотры: 143

Поделиться:

Скачать статью Английский

Автор

Екатерина Карелина

												

Доктор искусствоведения, доцент, внештатный профессор-консультант, член Союза композиторов России

Национальный музей имени Алдан-Маадыр

Российская Федерация

https://orcid.org/0000-0002-1927-2845

Информация о статье

Дата публикации статьи

2023-12-01

Страницы статьи

68-77

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Среди современных композиторов Тувы личность и творчество Аяны Оюн мало освещены в музыкознании. Статья базируется на историко-персональном и музыкально-теоретическом методах исследования. Отмечаются основные этапы творческой биографии композитора, связанные с учебой в Республиканской школе искусств и Кызылском училище искусств, получение профильного образования в Красноярской государственной академии музыки и театра и Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, а также дополнительного образования в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Дается обзор жанров в творческом портфеле композитора и анализ одного из показательных сочинений – Фортепианного квинтета. Периодизация творчества соотносится с её обучением в разных вузах России и со сменой жанровых предпочтений. Так, в годы учёбы в Красноярской академии музыки и театра (2001–2007) преобладали сочинения камерных жанров, включая анализируемый Фортепианный квинтет. Возвращение в родную Тыву отмечено формированием самобытного авторского стиля. В эти годы проявляется интерес к театральной музыке, поставлен ряд спектаклей с музыкой А. Оюн. В годы учёбы в Санкт-Петербурге (2013–2018) созданы и поставлены несколько музыкальных сказок: «Не улетай!», «Мэри Поппинс и ее друзья», «Хорлоо» («Колесо»). Также появилась музыка к ряду спектаклей Национального театра. Отмечается вклад композитора в развитие музыкального театра в Туве и возрождение первой национальной оперы «Чечен и Белекмаа» Р. Д. Кенденбиля. Аяна Оюн – редкий случай успешного сочетания в одном лице композитора и театрального режиссера, ее личность отличают глубокое почитание и следование традициям и практикам буддийского учения, стремление к постоянному самосовершенствованию, расширению профессиональных и духовных горизонтов.

 

Ключевые слова

Аяна Оюн
Тува
композитор
театральный режиссер

Список источников и References

Karelina Ye. K. Zhenshchina-kompozitor v sovremennoy kulture Sibiri [orig. Russian: Woman Composer in Modern Culture of Siberia] // Siberian Journal of Anthropology. – 2022. – No. 2 (6). – pp. 73–84. – DOI: 10.31804/2542- 1816-2022-6-2-73-84. EDN: HMUIQI.

Karelina, Ye. K. Istoriya tuvinskoy muzyki ot padeniya dinastii Tsin i do nashikh dney: issledovaniye [orig. Russian: The History of Tuvan Music from the Fall of the Qing Dynasty to the Present Day: Research] / Moscow State Tchaikovsky Conservatory; scholar. ed. by PhD V. N. Yunussova. – Moscow: Kompozitor, 2009. – 552 p.

Karelina, Ye. K. Tvorchestvo molodykh kompozitorov i problemy razvitiya muzykalnoy kultury Tuvy [orig. Russian: Creativity of Young Composers and Problems of Development of Musical Culture in Tuva] // Tvorchestvo kompozitorov Yakutii v kontekste razvitiya natsionalnykh kompozitorskikh shkol [orig. Russian: Creative Work of Composers of Yakutia in the Context of the Development of National Composer’s Schools] / comp., exec. ed. by PhD T. V. Pavlova-Borissova. – Yakutsk: Izdatelstvo Yakutskogo universiteta, 2009. – PP. 82–96.

Pylneva, L. L. Protsessy stanovleniya tvorchestva kompozitorov Buryatii, Tyvy i Yakutii [orig. Russian: Processes of Formation of Creativity of Composers of Buryatia, Tyva and Yakutia]. – Novosibirsk: NGTU, 2013. – 476 p.

Оssipenko, G. A. Muzykalnaya kultura Respubliki Tuva [orig. Russian: Musical Culture of the Tuva Republic] // Musical Culture of Siberia. – Novosibirsk: NGK, 1997. – Vol. 3. – Book. 2. – P. 392–435.