Казахское кобызовое исполнительство: проблемы терминологии и аппликатурных позиций

Просмотры: 22

Поделиться:

Скачать статью

Автор

Алмат Сайжан

												

Старший преподаватель кафедры кобыза и РНИ

Казахский национальный университет искусств

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2022-03-30

Страницы статьи

15-22

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Кобыз один из древнейших инструментов казахов, и является одним из первых смычковых хордофонов мира. Уникальность традиционного кобыза в том, что в отличие от других казахских (шире тюркских) инструментов он не подвергался эволюции до наших дней, так же, и по сей день он не утерял свою актуальность во всех сферах казахской музыки. Более того, данный инструмент широко применяется, как в сольной, так и в ансамблевой практике. Цель исследования – комплексное изучение методики преподавания казахской кобызовой школы и исполнительских приемов игры традиционных и современных произведении. 

В статье рассмотрены актуальные вопросы кобызового исполнительского искусства и предложены пути их решения. Автор предлагает новый подход к методике обучения и развитию исполнительской техники в целом. Рассмотрение данной методики, значительно облегчит пути освоения как самого инструмента, так и исполнение современных произведений, крупных форм, партий в оркестрах и ансамблях. В настоящей работе рассмотрены наименования традиционного кобыза и его современного вида, также автор раскрывает с нового ракурса вопросы касающиеся кобызовых позиции и аппликатурных принципов. Выполнен сравнительный анализ учебнометодических пособии струнно-смычковых инструментов; адаптированы результаты анализа и внедрены в кобызовую исполнительскую практику.

Ключевые слова

кобыз
кобызовая школа
кюй
исполнительское кобызовое мастерство
кобызовые позиции
принципы кобызового обучения

Список источников и References

Омарова Г.Н. Кобызовая традиция. Вопросы изучения казахской традиционной музыки – Алматы, – 2009. 520 с.

Рахмадиев Е.Р. // Википедия – электронная энциклопедия [Электронный ресурс] / URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рахмадиев,_Еркегали_Рахмадиевич

Ямпольский И.М. Основы скрипичной аппликатуры, М.1933. – Музыкальная энциклопедия – Москва т. 4, – 1978. 976 с.

Косбасаров Б.А. Қобыз өнері – Алматы, – 2016. 216 с.

Давыдов К.Ю. Школа игры на виолончели – Москва, – 1958. 87 с.

Omarova G.N. Kobyzovaâ tradiciâ. Voprosy izučeniâ kazahskoj tradicionnoj muzyki – Almaty, 2009. 520 s.

Rahmadiev E.R. Èlektronnyj resurs: https://ru.wikipedia.org/wiki/Rahmadiev,_Erkegali_Rahmadievič

Âmpol’skij I.M. Osnovy skripičnoj applikatury, M.1933. – Muzykal’naâ ènciklopediâ – Moskva t. 4, 1978. 976 s.

Kosbasarov B.A. Ķobyz ônerì – Almaty, 2016. 216 s.

Davydov K.Û. Škola igry na violončeli – Moskva 1958. 87 s.